Образование Общество

Начинает урок с интриги «Учитель года — 2021» из Бердска Ольга Лямцева. Она случайно поступила в педуниверситет, но именно в школе обрела свое призвание

Кратко

«Сегодня сложно заинтересовать учеников. А удивительное – рядом! Лента Мёбиуса, флексагоны, интересные факты из биографии великих математиков, эксперименты в стереометрии, изготовление моделей правильных, полуправильных, звёздчатых многогранников – мы каждый урок с моими учениками совершаем удивительные открытия!» — делится опытом Ольга Лямцева.

«Педагогика удивления» помогла Ольге Лямцевой стать «Учителем года – 2021» в Бердске. Учитель математики показывает фокусы, со старшеклассниками ставит эксперименты в стереометрии. Именно эмоции позволяют учащимся стать «первооткрывателями», созидателями и быть уверенными в своих знаниях, убеждена преподаватель. Она воспитывает выпускников, которые десятками поступают на «бюджеты» технических факультетов региона и страны.

Учитель года  в пандемию

Ольга Лямцева 15 лет работает в системе образования Бердска: раньше трудилась  в школе №10, а с этого учебного года преподает математику в школе №2 «Спектр».

— Я еще года здесь не проработала, а мне уже оказали такое доверие, такую честь – представлять на городском конкурсе «Учитель года» школу с таким богатым педагогическим опытом и статусом! – говорит по этому поводу Ольга Яковлевна. – И я очень благодарна директору школы Евгении Юрьевне, за то, что в меня поверили. А также всему коллективу: я сама закончила вторую в 1998 году, с серебряной медалью.

— И многие учителя, которые когда-то меня учили, сегодня помогали мне готовиться к конкурсу. Это было очень ответственно, но зато я ощущала за спиной такую колоссальную поддержку: они вместе со мной переживали, следили за результатами и эмоционально настраивали меня на победу.

Призеры городского конкурса «Учитель года 2021»: победу завоевала Ольга Лямцева (крайняя слева), второе место заняла Оксана Бобровицкая, третье – Анна Миронова

Ольга Лямцева участвует в городском конкурсе «Учитель года» второй раз: впервые попробовала свои силы в 2017 году, заняла тогда 4 место. И, с одной стороны, примерно знала, что ее ожидает. Но, с другой стороны, часть этапов  проводилась в дистанционном формате, и это не облегчило а, наоборот, усложнило задачу всем конкурсантам.

Пандемия наложила свой отпечаток на конкурс профмастерства учителей: не было церемонии открытия конкурса, участники не представляли свои визитки, не были знакомы между собой, и не смогли на сцене показать — какие они вне урока. Мастер-класс, дискуссии и методический семинар прошли в очном формате, правда, педагоги сами для себя являлись и выступающими, и зрителями, и фокус-группой  — помогали, обсуждали, поддерживали. В дистанционном формате провели такие этапы конкурса как «Проверка сайта» и «Эссе». А «Открытый урок» и «Беседу с детьми» снимали на видео в день проведения этапа конкурса, и в этот же день, без какого-либо монтажа, отправляли на проверку членам жюри. 

— На видео урока прекрасно видно, что сказал учитель, на что акцентировал внимание детей, видна реакция ребятишек, их эмоции, поведение… Его можно пересмотреть несколько раз… Одним словом, наша работа была как на ладони, и оценивалась очень строго. И с этой точки зрения конкурсанткам, возможно, было труднее, чем в предыдущие годы, когда уроки проводились вживую, — считает педагог.

«Урок математики не должен быть скучным!»

Но, невзирая на все переживания, связанные с подготовкой к конкурсу, на потраченные силы и время, учитель математики призналась, что ей было очень интересно: и это очень дорогая награда, которую она, наряду с кубком Победителя, получила в результате участия  в этом проекте.

— Мне очень понравились методические семинары и мастер-классы, которые проводили мои коллеги. Я почерпнула для себя на будущее идеи, подходы в работе. Еще раз убедилась: опытом надо делиться! Хотелось бы, чтобы мы, педагоги, чаще встречались и делились педагогическими наработками. Неважно, кто выступает: учитель математики, словесники, биологи или химики – все равно можно взять что-то много интересного и использовать интересный опыт в своей педагогической практике. 

Ольге Лямцевой помогла одержать победу на конкурсе педагогическая изюминка! Есть такая методика «Педагогика удивления», которую разработал  учитель английского языка, кандидат педагогических наук, финалист конкурса «Учитель года – 2012» Москвы Петр Степичев. Бердчанка ее переработала под себя и успешно использует на своих уроках математики.

— В чем ее суть? Например, свой мастер-класс я начала нестандартно: принесла большую коробку с красным бантом. И вы же понимаете, что пока я знакомила присутствующих с темой, все внимание зрителей было приковано к этой коробке и моему рассказу. И только в конце мероприятия я ее открыла. С детьми происходит то же самое. Если урок начать с  чего-то неожиданного, они уже в окно или в телефон смотреть не будут, а будут ждать  — когда же интрига разрешится.

На уроках в средней школе учитель часто детям показывает фокусы, вместе с ними решает шарады, ребусы; в старших проводит эксперименты по стереометрии.

— Вы не представляете, что творится на уроках, когда мы изучаем конструкцию легендарного сооружения – Останкинской телебашни, высота которой составляет 540 метров! Антенная часть башни состоит из колец (стальных сварных труб), которые скреплены 145-ю стальными тросами. Теоретически рассчитано, что эти канаты позволяют отклониться башне при порывах ветра на 12 метров. И мы на уроках собираем макет Останкинской башни, рассчитываем ее отклонение…. И она действительно держится, не разваливается.

Конечно, не в каждый урок можно ввести элемент шоу, нельзя все время играть. Математика — это предмет, который требует от ученика кропотливого труда. Но Ольга Яковлевна убеждена, что урок математики не должен быть скучным!

— В 2013 году была утверждена «Концепция математического образования РФ», которая легла в основу моей работы по повышению учебной мотивации школьников. Сегодня очень сложно удивить и заинтересовать современных учеников. А удивительное – рядом! Лента Мёбиуса, флексагоны, интересные факты из биографии великих математиков, эксперименты в стереометрии, изготовление моделей правильных, полуправильных, звёздчатых многогранников – все это позволяет мне и моим ученикам каждый урок совершать удивительные открытия. Именно эмоции позволяют учащимся стать «первооткрывателями», созидателями и быть уверенными в своих знаниях. На мой взгляд, уроки стали другими: более интересными, эмоциональными, запоминающимися и результативными, — отметила Ольга Лямцева в своем эссе, представленном на конкурс.

Конечно, это уже уровень повышенной сложности, знания, которые выходят за рамки школьной программы. Но это необходимо: сегодня в быстро меняющемся информационном обществе наиболее востребованными являются профессии, связанные с IT-технологиями, в основе которых лежит математическое образование. Преподаватель сотрудничает с коллегами НГТУ, и это взаимодействие позволяет учащимся расширить кругозор, получить дополнительные знания, определиться с выбором будущей профессии. И Ольга Лямцева чувствует свою причастность к этому и гордится выпускниками, которые успешно сдают ЕГЭ по математике, большинство — профильный уровень, и поступают в вузы, о которых мечтали. Например, в 2018 году из 24 учащихся профильного класса школы №10  22 поступили на бюджет, 10 из них – в технический университет.

Кем бы я была, если бы не мои дети?!
За что Ольга Лямцева любит свою профессию? Какова ее формула успеха? Что нужно сказать нынешним старшеклассникам, чтобы они шли в педуниверситет и работать — в школу?».

— Здесь не нужно никого убеждать, ничего не надо объяснять. Просто надо прийти и остаться в этой профессии, как это сделала я. Я ведь не мечтала о педагогической карьере, в НГПУ поступила за компанию. И даже тогда не думала, что пойду работать в школу. Хотя зам. декана, преподаватель математики, почему-то был уверен в том, что я стану хорошим учителем.  Обстоятельства в моей жизни так сложились, что я устроилась  в школу № 10. И случилось чудо: я сразу  полюбила свой предмет и ощутила любовь к детям, а из этого и складывается совершенный учитель. Быть учителем, на мой взгляд, высокое призвание. Труд наш нелёгок. Но именно он дарит мне радость общения с учениками, заставляет искать совершенство во всем. Все мои ученики очень разные. Добрые и вредные, вежливые и не очень, хитрые и простодушные, но все очень дороги мне. Именно они мотивируют меня к постоянному саморазвитию.

АКЦЕНТ

Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года — 2021» Ольга Лямцева согласна со словами Льва Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Фото автора и из архив Ольги Лямцеврй

Темы:
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

26 + = thirty four