Образование

Инклюзия или коррекционные классы? В Бердске родителям особых детей укажут путь к знаниям

Кратко

В координационном совете по делам инвалидов приняли участие не только специалисты здравоохранения и образования, осуществляющие сопровождение детей с ОВЗ и инвалидов, но и представители общественных организаций, защищающие интересы ребятишек с особыми образовательными потребностями. Разговор получился острым, но плодотворным.

В школе №4 действует класс для детей с расстройством аутистического спектра

На 14% выросло количество детей с особыми образовательными потребностями за последние три года в Бердске. По мнению педагогов, в городе имеется огромный ресурс для обучения и социализации ребятишек-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако часть родителей утверждают, что их дети лишены этого, и просят открыть дополнительные коррекционные классы. Глава города Евгений Шестернин распорядился разобраться в каждом конкретном случае.

Очередное заседание координационного совета по делам инвалидов было посвящено вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями. В нем приняли участие не только специалисты здравоохранения и образования, осуществляющие сопровождение этих ребятишек, но и представители общественных организаций, защищающие интересы детей-инвалидов. Разговор получился острым, но плодотворным.

Все детки с ОВЗ охвачены обучением и сопровождением

Начальник управления образования Михаил Каркавин рассказал о динамике инвалидности в городе, и она тревожная:

— С каждым годом количество детей с инвалидностью и ОВЗ в садах и школах увеличивается. За последние три года оно выросло на 14 %. По состоянию на 1 марта 2021 года в наших образовательных организациях воспитывается и обучается 1420 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение особых ребятишек доступным и качественным образованием, их социализация считается приоритетными направлениями, утверждает руководитель. И абсолютно все эти дети обучаются в соответствии с рекомендациями территориальной медико-психолого-педагогической комиссии (ТМППК).

Самые оптимальные формы обучения: индивидуальное, интегрированное обучение в специализированном классе  по адаптивным программам, инклюзивное в обычном классе по общеобразовательным и адаптивным программам. В школах и лицеях обучается 715 детей с ОВЗ, 196 из них имеют инвалидность. В трех школах организовано обучение в пяти специализированных коррекционных классах. Решение об открытии специализированных классов школы принимают, исходя из контингента обучающихся и рекомендаций ТМППК. В частности, в школе № 9 открыт коррекционный четвертый класс для детей с умственной отсталостью. Инклюзивно (вместе с обычными детьми) в классах постигают азы дисциплин 542 ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Детские сады посещает 701 ребенок с ОВЗ, 112 из них имеют инвалидность. Для коррекции отклонений в развитии ребятишек  в садах открыто пять компенсирующих групп, в которых обучаются 68 детей. 633 ребенка получают инклюзивное дошкольное образование в комбинированных оздоровительных и общеразвивающих группах.

Почему 15 родителей не знают, где будут учиться их дети?

После выступления руководителя управления образования у родителей появились вопросы. Анна Диденко, представитель фонда помощи детям с ОЗВ и инвалидностью, рассказала, что ее ребенку инклюзия не подошла совсем. Тогда она попросила организовать класс для детей с ОВЗ по программе варианта 7-2. Такой класс не был организован. С тех пор прошло 5 лет, сейчас сын сейчас находится на семейном обучении.

— Я, как член организации и мама, считаю, что работа ведется не на должном уровне. Какой процент больных детей вы охватили? Вы назвали цифры: порядка 700 детей с ОВЗ в школах, и для них всего 5 специализированных классов? Около 600 воспитанников с ОВЗ в садах, и всего 5 специализированных групп? Но инклюзия подходит далеко не всем. Умственно отсталых детей, с интеллектуальными нарушениями, аутистов, мы не можем посадить в общий класс. Получается, что это самая уязвимая категория детей, и  наши дети остались за бортом!

Бердчанку поддержала заместитель председателя всероссийской организации родителей детей-инвалидов НСО Лариса Пискарева, которая сообщила о том, что в их организацию поступило порядка 15 заявлений от родителей малышей из Бердска, которые в этом году должны пойти в  первый класс, но…

— Эти родители не знают, в какой класс они смогут отдать ребенка. В программах ТМППК у них прописан индивидуальный маршрут. Аутичный ребенок, с задержкой психического развития (ЗПР) или умственной отсталостью в обычном классе с нормотипичными детьми заниматься не может, ему требуются дополнительные часы и специалисты – логопед, дефектолог, психолог. И поэтому вторая группа обращений в нашу организацию – около 20 заявлений, связана с тем, что родители просят открыть еще несколько коррекционных классов. В школах Новосибирска есть опыт, который можно использовать: основные предметы у особых детей ведет отдельный педагог, а на таких, как ИЗО, физкультура, ребенок находится со всем классом.

Допобразование творит чудеса

Руководитель сферы образования Михаил Каркавин отметил, что в бердских школах используется абсолютно такой же опыт, что и в  новосибирских. Директор школы № 9 Вера Забелич попыталась объяснить, что далеко не все дети с ОВЗ должны учиться в специальных классах: «Более того, умственно отсталые дети и дети с ЗПР тоже могут обучаться в общем классе. Для этого составляется специальное нелинейное расписание, и ребятишки благополучно и эффективно его проходят».

Директор центра допобразования «Перспектива» Ольга Добролюбская с ней согласна: «Когда мы объединяем детей с сочетанными нарушениями, мы лишаем их возможности развиваться, ориентироваться в обществе и не получаем положительной динамики».

Ольга Добролюбская рассказала о работе городской территориальной медико-психолого-педагогической комиссии, а также о колоссальном ресурсе дополнительного образования, который способен творить чудеса. Каждый год на ТМППК обследуется от 600 до 700 детей с ОВЗ и инвалидов (в 2020 году прошло 663 ребенка). Изучив медицинское заключение и проведя обследование ребенка, специалисты комиссии – педагоги, медики, дефектологи — выносят коллегиальное решение: в нем конкретно указывается, какая программа рекомендуется ребенку. Четко прописывается, каких посещать специалистов: логопеда, психолога, врачей. Если ребенок должен пойти из сада в школу, педагоги садика через «Перспективу» передают в школу карту готовности ребенка.

— Мы разработали модель сетевого взаимодействия учреждений и организаций города, которая позволяет объединить усилия специалистов. Центр «Перспектива», консилиумы школ, благотворительные организации – фонд «Добро», НКО «Рассвет», учреждения соцзащиты, здравоохранения – работаем в тесной связке. Мы провели конференцию по аутистам и 4 семинара по теме отклоняющегося поведения, реализовали проект по психогенетике. А, главное, мы убеждены: допобразование — это как раз тот ресурс, который и социализирует, и раскрывает способности, и профориентирует. Мы обучаем особых детей вместе с детьми нормы, вовлекаем их в конкурсы. И у нас есть родители, которые рассказывают, что раньше от них все отворачивались, а теперь ребенок ходит на лего, рисует, и его результатами можно гордиться.

— Мы третий год на базе «Салюта» внедряем уникальную практику, когда с ребятишками занимаются специалист по нейропсихологии, дефектолог, психолог, а также педагоги по легоконструированию, музыке, ИЗО, лепке. Эти 36 детей не могут справиться со школьной программой, но они с удовольствием занимаются в кружках и показывают результаты, которые для них являются прогрессом. Такие специалисты есть в других учреждениях: в музыкальной школе, ДШИ «Берегиня».

Разработать логистику: куда двигаться

Тем не менее, глава города Евгений Шестернин счел нужным разобраться:

«На заседании подняли проблему одного ребенка или в целом общую? Получается, что система поддержки и социализации ребятишек с ОВЗ и ресурсы для этого есть, она работает, но дает сбой. Тогда надо понять: в каком месте и в каких масштабах?».

По мнению Евгения Анатольевича, у родителей тогда будет четкое понимание решения своей проблемы, когда они будут находиться в одном информационном поле с теми, кто оказывает образовательные услуги. А это в свою очередь возможно, если будет простроена понятная логистика: допустим, возникла в семье ситуация, и тогда люди должны своевременно получать нужную информацию, куда двигаться, начиная от больницы, педиатра, и дальше по всем образовательным организациям и социальным службам. Человек не должен оказаться в тупике и ходить по коридорам власти в поисках справедливости.

Перед координационным советом поставлена задача: взять за основу заявления родителей, которым требуется помощь при поступлении в первый класс и открытии коррекционных классов, понять, где нарушена система информационной связи. И провести круглый стол с участием этих бердских семей.

ЦИФРА

По данным центральной городской больницы, в Бердске проживает 22500 детей до 17 лет. На 31 марта 2021 года имеют инвалидность 346 детей. На первом месте по причинам инвалидности вышло психическое расстройство — 110 случаев, на втором месте — болезни нервной системы — 78, на третьем — эндокринные заболевания (преобладает сахарный диабет) – 44, на четвертом врожденные аномалии – 42, и болезни уха, в том числе двухсторонняя глухота  — 27.

Раздел: Образование
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− one = 1