В пятницу днем, когда еще не закончились уроки, во вторую школу в Бердске прибыл реанимобиль. К счастью, медики приехали не потому, что кому-то из детей потребовалась помощь. Бригада скорой помощи показала будущим врачам из медицинского класса возможности спецтехники при спасении самых тяжелых пациентов. А потом еще ребята сами провели занятие для младших классов, как нужно бороться с ковидом.
Реанимобиль, который в составе отделения скорой помощи БЦГБ начал работу с августа 2020 года и является единственным в парке больницы, прибыл в школу № 2 «Спектр» в рамках социального проекта по подготовке учащихся медицинского класса к поступлению в медицинский университет.
Проект подготовки кадров для бердской медицины
Суть проекта заключается в том, что старшеклассники получают усиленную, специализированную подготовку по медицинскому профилю, поступают в НГМУ по целевому набору и возвращаются в Бердск работать в местную больницу. У школы заключено соглашение с администрацией города, НГМУ и БЦГБ об открытии медицинского класса. Проект реализуется по нескольким направлениям: это и углубленное обучение химии и биологии; и знакомство с разными отделениями больницы и специалистами; и дополнительные внеурочные занятия, направленные на повышение уровня компетентности, в том числе через воспитательную работу.
– Конечно, реализации проекта немного помешала пандемия, потому что мы не всегда и не везде могли попасть. Но, тем не менее, сделано уже очень много. Мы провели ряд встреч с главным врачом БГЦБ Аллой Николаевной Дробинской. Познакомились с представителями медицинской профессии, которые трудятся в центральной больнице, в том числе, целевиками. За последнее время ряды молодых специалистов БЦГБ пополнились: психиатром, эндокринологом. В Бердск пришел работать анестезиолог-реаниматолог Андрей Шиян, с которым ребята пообщались сегодня. С офтальмологом Александром Ляшко ребята встретятся в ближайшее время на его рабочем месте – в детской поликлинике. Он покажет новое офтальмологическое оборудование, которое помогает диагностировать и лечить у детей патологии зрения. В плане реализации проекта – встреча с ректором НГМУ Игорем Маринкиным, – рассказала директор школы № 2 “Спектр” Евгения Перфилова.
Кроме того, учащиеся медкласса участвовали в открытии детской поликлиники после реконструкции, участвовали в областном диктанте по общественному здоровью (и стали победителями и призерами). Разрабатывали буклеты и пособия с полезной информацией о том, как уберечься от COVID-19, для посетителей ЦГБ, а также проводили занятия в младших классах, чтобы вооружить их необходимыми знаниями в период новой коронавирусной инфекции. И даже успели совершить более серьезное погружение в профессию: побывали в учебном центре НГМУ на базе 1-й городской больницы.
– В этом центре студенты университета сдают профессиональный экзамен: там установлены специальные тренажеры, на которых будущие медики должны демонстрировать свои компетенции в процессе медицинских манипуляций. Ребята были очень впечатлены увиденным, рассказывали, как они проводили лабораторные анализы, проводили реанимацию, «заводили» сердце, лечили зубы. Один старшеклассник вспоминал, что ему даже пришлось… принимать роды, и условия были настолько приближены к реальным! «Представляете, мне кричат: «Лови! Ребенок пошел!». И нам показалось, что после этой поездки ребята «загрузились» и стали еще более серьезно относиться к учебе, всем занятиям, еще больше замотивировались на результат, – отметила Евгения Юрьевна.
«Хотим спасать человечество!»
В медицинском классе обучаются 16 человек, для которых уже давно решен вопрос будущего пути и которые к своей цели относятся по-взрослому. Это сборный класс 11 Б и 11 В школы № 2, есть в нем и дети из других учреждений города. Как дети сами отметили, у каждого из них своя история – почему выбрали медицину, свои планы и мечты. Причем, их не испугали трудности, которые добавила в медицинскую сферу пандемия. Они рвутся в бой: хотят спасать человечество.
К примеру, Семен в будущем себя видит в области лабораторных исследований или преподавательской деятельности: «Я хочу, чтобы люди заботились о своем здоровье и доверяли врачам!». Полина собирается приобрести медицинскую профессию и получить специализацию по онкологии: это очень серьезная и нужная область медицины. Варвара мечтает стать кардиологом: «У меня порок сердца, после 18-ти придется решать вопрос насчет операции, поэтому я хочу помогать людям, которые страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями». Алена собирается лечить детей с врожденными генетическими заболеваниями. Лев планирует стать вирусологом: «Это на данный момент самое актуальное и востребованное направление в медицине». Федору в силу особенности его личности удается скрупулезная, точная работа: педагоги считают, что из него «золотой» будет хирург! Данил готовится стать врачом-гематологом, ведь по крови можно отследить начало любого заболевания и своевременно вылечить человека.
– Меня еще в детстве «зацепили» два предмета – химия и биология: это непередаваемые ощущения, когда тебе показывают эксперимент, и одно вещество превращается в другое, из простых вещей получаются сложные. Мне интересно, какие биохимические процессы происходят на уровне клетки, нравится выстраивать причинно-следственные связи, разбирать в причинах заболевания или смерти человека. И я себя вижу судмедэкспертом или нейрохирургом-врачевателем. Я был очень рад, когда в школе № 2 открылся медицинский класс. Я перевелся из экономического лицея, так как хотел на высоком уровне изучать любимые предметы, и здесь мне эту возможность предоставили. Я очень надеюсь, что поступлю в «мед» и буду работать врачом, – выразил общее настроение Андрей Дружков.
– Лет 10 назад большинство наших выпускников собирались учиться на стоматологов. И сегодня нас радует, что у наших воспитанников такие разные предпочтения. Именно поэтому мы стараемся рассказать им о специалистах разных специальностей здравоохранения, о тех, кто работает на переднем крае медицины, о том, как не хватает хороших детских врачей. Мы верим, что ребята поступят в университеты, и через несколько лет появятся в отделениях нашей больницы – это будет полный штат новых специалистов. Мы верим в вас и ждем, когда вы вернетесь в Бердск, – подчеркнули тьюторы класса, преподаватель биологии Марина Бахарева и преподаватель химии Наталья Сокол.
Чтобы победить коронавирус, нужны Герои!
Профилактическое занятие, которое учащиеся медицинского класса провели в 3-ем классе, получилось открытым: на нем присутствовали руководители школы, представители администрации и СМИ. И всем было очень интересно. Ребята в игровой форме рассказали малышам о мерах защиты против коронавирусной инфекции. «Победить страшное зло под названием COVID-19 смогут только супер-герои, которые помогут нам усвоить важные уроки. Мы вооружили вас самыми надежными средствами защиты: это супер-маска, супер-перчатки и мыло. И верим, что вам удастся справиться с этой угрозой!» – уверенно доносили до маленьких слушателей одиннадцатиклассники в белых халатах, которые им подарили на открытие медкласса.
Ребятишки под руководством будущих медиков научились правильно мыть руки. Задавали умные вопросы: например, интересовались, каков состав антисептика. И с большим вниманием наблюдали за опытом, который наглядно показывает, как мыло взаимодействует с бактериями на наших руках. Будущие врачи в емкость налили теплую воду, рассыпали перец – и эти бактерии «испугались» мыла и «разбежались» по сторонам.
Возможности реанимобиля зависят от бригады
Реанимобиль, который ждали на занятие медицинского класса в школе № 2, задержался на 2 часа: работа сотрудников скорой помощи непредсказуема. Когда, наконец, бригада прибыла, врач реаниматолог-анестезиолог Андрей Сергеевич Шиян предупредил: «У меня всего 10 минут. Подходите поближе!» – и пригласил учащихся медкласса в салон специализированной медицинской спецтехники.
Андрей Шиян – бердчанин, закончил медицинский колледж, где учился у Марины Алексеевны Бахаревой, потом поступил в НГМУ, отучился на целевом наборе, и после окончания университета, работает в бердской больнице. Молодой специалист показал ребятам, каким оборудованием оснащен реанимобиль. Прежде всего, это дефибриллятор, который используется для сердечно-легочной реанимации при изменениях ритма сердца, сопровождающихся потерей сознания, когда у человека – минимальный сердечный ритм, объяснил врач. Также в составе автомобиля скорой помощи – аппарат ИВЛ, как для взрослых, так и детей. Кислород можно подключать отдельно к аппарату, также для подачи кислорода используются переносные баллоны.
На вопрос «Как вы оцениваете возможности реанимобиля?», Андрей Шиян ответил, что возможности реанимобиля складываются из профессионализма персонала, который на нем работает.
«Сама по себе машина относится к среднему классу, а вот бригада наша очень сильная, самая лучшая в городе. И это правда!».
Реаниматолог, который работает на реанимобиле с августа, рассказал, что в среднем за сутки у бригады бывает до 10 вызовов. «Потому что мы выезжаем не на все вызовы, а только в случаях, где есть угроза жизни: это ДТП, когда у людей серьезные травмы, или когда люди умирают от сердечных заболеваний. Вот только что вернулись из НМИЦ им. Мешалкина, куда увозили тяжелого пациента на кислороде. У мужчины был инфаркт, но мы вовремя ему оказали помощь и довезли до клиники живого-здорового».
«Техника хорошая, машина теплая, оборудование все новое», – также поделилась своим впечатлениями от работы на новом автомобиле фельдшер Анастасия Калинина, отработавшая в отделении скорой помощи 8 лет.