Медицинский центр «Святитель Лука» отметил свой день рождения и провел день открытых дверей. Третий год под крышей этого дома специалисты помогают детям, которым особенно нужна поддержка. Родители приводят их сюда, и не могут поверить – целый комплекс реабилитационных услуг, глубокий подход специалистов, современные методики и оборудование, духовная поддержка… Каждый подопечный в процессе реабилитации добивается своих результатов, но все ребятишки здесь становятся немножечко счастливее.
Идем от потребностей семьи и ребенка
– Нашему центру исполнилось всего три года, и нам есть чем поделиться с нашими коллегами и социальными партнерами, – рассказала исполнительный директор АНО МЦ «Святитель Лука» Лариса Клиновицкая. – Нам удалось выстроить систему реабилитации, основанную на международной классификации функционирования. А, главное, у нас сложилась междисциплинарная команда, которая научилась работать слаженно. Это получилось не сразу. Изначально мы отталкивались от комплекса медицинских услуг: ребенок пришел, мы его направляли к разным специалистам с их функционалом, и ждали результата. Но это не совсем правильно: теперь, работая с каждым ребенком, мы ставим конкретную, именно для него важную цель, идем от потребностей и запросов семьи. И, проводя оценку эффективности реабилитационной работы, по каждому воспитаннику можем оценить: в чем именно наметился прогресс.
Благочинный города Бердска отец Владимир отметил самое важное в миссии медицинского центра «Святитель Лука»: приходящие сюда переживают переосмысление родительского долга, что должны делать мамы и папы для своих чад.
– Когда дети здоровые, все просто: мы делимся с ними любовью, сами получая огромное удовольствие от общения с ним. Но есть ребятишки, которые имеют сложности в развитии, и в таких ситуациях люди порой впадают в уныние. Однако мы с вами должны помнить, что в течение жизни должны не только получать счастье и богатство – кто как для себя это понимает, но и отдавать, делиться. Это значит, что таким родителям, напротив, выпало большое счастье – уделять своему ребенку любви, внимания и заботы больше, чем здоровым, выпала возможность послужить ближнему, проявить милосердие, сострадание, терпение и мудрость. Так здесь происходит настоящие раскрытие и родительской души, и души ребенка.
Делятся опытом, готовы учиться дальше
Специалисты медицинского центра постоянно учатся и осваивают самые современные методики и подходы в реабилитации детей, которыми они поделились с гостями и коллегами. Об основных принципах комплексной реабилитации и абилитации рассказала врач-невролог Ольга Аторина.
– Любой ребенок должен быть здоровым, свободно и самостоятельно двигаться, общаться с людьми, получать необходимую информацию, реализовываться в творчестве. Наша работа направлена на то, чтобы восстановить или компенсировать нарушенные или утраченные физиологические функции (потребности) ребенка. В процессе реабилитации мы опираемся на Международную классификацию функционирования – МКФ (ICF).
Реабилитацию проводит междисциплинарная команда, которая объединяет различных специалистов: это невролог, профильный специалист, инструкторы АФК, физический и войто-терапевт, эрготерапевт, психолог, специалисты по альтернативной коммуникации, по сенсорной интеграции, канистерапевт. Специалисты должны определить: что ограничивает жизнь ребенка, что хочет его семья? Начинается реабилитация с первичного приема врача-невролога и профильного специалиста, которые устанавливают «реабилитационный диагноз», выделяют наиболее актуальные на текущий момент проблемы ребёнка. Дальше ребенок направляется на углубленную диагностику. Специалисты намечают цели реабилитации, к достижению которых надо стремиться на протяжении всего курса, и составляют программу для достижения этих целей.
В центре «Святитель Лука» работает служба ранней помощи ребенку, эффективность которой научно оказана и обоснована. Почему вмешательство должно быть ранним, объяснила Анастасия Митюгина.
– В первые 1000 дней жизни у ребенка формируются основные базовые жизненные навыки. Мозг малыша очень пластичен. И если по каким-то причинам идет отставание и навыки не формируются, то в дальнейшем ему потребуется больше времени, чтобы их сформировать или восстановить. Раннее вмешательство предназначено для детей с отставанием в развитии, родившимся с низкой массой тела, которые живут в условиях социального риска.
На первичном приеме врач-невролог и один из специалистов ранней помощи беседуют с родителями, наблюдают за ребенком. Если требуется краткосрочное или углубленное вмешательство, проводится междисциплинарная диагностика. Выясняется, что с ребенком происходит: допустим, почему он не реагирует на звуки, не отвечает на просьбы родителей. Возможно, подопечный будет направлен на диагностику у врачей слуха или зрения. После консилиума идет распределение детей по маршрутам, за каждым закрепляется ведущий специалист…
– Еще есть у нас такая оценочная процедура «Интервью: типичный день». Мы приглашаем родителей без детей и просим их рассказать, как у них проходят так называемые «рутины» – сталкиваются ли они с трудностями во время умывания, одевания, кормления ребенка. Выясняем, насколько вовлечен ребенок, насколько самостоятелен и успешен. Если проблемы есть, родители могут получить консультацию у эрготерапевта, который поможет им с формированием у ребенка социально-бытовых навыков.
Поведенческий аналитик Евгения Плисковская рассказала об использовании системы альтернативной коммуникации PECS для развития реабилитации детей с речевыми нарушениями.
– Если ребенок не может высказать свои желания и чувства, он становится замкнутым, либо проявляет агрессию, впадает в истерику. Чтобы этого избежать, мы учим детей коммуникации с помощью обмена карточек. Суть системы в том, что все слова, которые мы встречаем в нашей речи, заменяем на карточки: изначально это изображения, фотографии предметов, которые для ребенка являются желаемыми, мотивирующими.
Обучение ребенка альтернативной коммуникации ведется поэтапно. Сначала малыш должен понять механизм: вот есть карточка, которую он может передать взрослому, чтобы получить желаемый объект. Например, он заинтересовался апельсином; кладем перед ним картинку фрукта и помогаем взять эту картинку, передать взрослому. В обмен подопечный получает апельсин. Постепенно увеличиваем количество карточек, учим подопечного составлять целые фразы, задаем вопросы, он начинает проявлять инициативу, налаживается общение. Карточки оформляем в альбомы, у каждого ребенка должен быть свой индивидуальный альбом.
Параллельно с пациентом занимаются логопед и дефектолог. Если общение продвигается успешно, переходим на электронный вариант: есть специальные программы, которые можно закачать на телефон или гаджет. Такое устройство работает, как папка, но еще и озвучивает процесс общения. Ребенок постоянно слышит то, что произносит, у него эти фразы накапливаются в памяти. И когда он созреет к тому, чтобы использовать свою речь, то начнет использовать именно речь. И такие успешные результаты в практике у специалиста есть: например, трехлетняя девочка, которая практически не использовала речь, за 3-4 месяца работы в центре заговорила и сейчас довольно хорошо изъясняется.
Научат родителей помогать своим детям
Посетители центра побывали на практических занятиях по сенсорной интеграции, Денверской модели раннего вмешательства, формированию социально-бытовых навыков. Физический терапевт Елена Карлсон показала, как важно научить родителей ребятишек с поражением опорно-двигательного аппарата правильному позиционированию. В учреждении имеется специальное оборудование: матрасы, наклонные плоскости, кресла. Использовать их необходимо, чтобы не допустить дальнейшей деформации позвоночника и костей у детей с ДЦП, избавить их от боли, сделать жизнь более комфортной.
Кирилл уже второй раз проходит курс реабилитации в Бердском медицинском центре – родители приезжают сюда из Амурской области. «Условия здесь прекрасные. Мы очень благодарны за поддержку и знания, которые получаем от специалистов. Главное, что все приспособления подбирают индивидуально для каждого ребенка, и нас учат правильно их применять», – говорит папа мальчика.
«Помощь есть!»:
Всего за три года в медицинском центре «Святитель Лука» прошли реабилитацию порядка 450 ребятишек из Бердска, НСО других регионов страны. Среди заболеваний, которыми с которыми обращаются: задержка психического развития, умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, ДЦП. И с каждым годом больных ребятишек становится больше, отметила Лариса Клиновицкая. На очереди в центр стоит 300 детей, нуждающихся в коррекции. Именно поэтому попечительским советом принято решение строить второй корпус (строительство уже ведется), где будут оказывать помощь самым маленьким подопечным.
МЦ «Святитель Лука» сотрудничает с фондом Президентских грантов, и реализует уже третий проект. В данный момент приобретается оборудование для сенсорной комнаты для оказания более эффективной помощи детям с РАС и ЗПР.