Открылся центр социокультурной адаптации детей мигрантов в Бердске. Работает он с ноября 2022 года. Елена Водолажская, руководитель структурного подразделения «Дом Дружбы» бердского историко-художественного музея, на базе которого существует этот центр, рассказала о его деятельности.
Погружение в культуру
По словам Елены Ефремовны, идея создания центра адаптации зрела на протяжении пяти лет. Но всегда имелись какие-то сдерживающие факторы. Не готовы к такому формату общения оказались на тот момент и мигранты – многие были закрыты, постоянно заняты. Кроме того, еще не был накоплен опыт работы с ними, ведь, как правило, все сводилось к услугам, которые оказывала миграционная служба, и изучению русского языка.
– Ситуация никак не сдвигалась с мертвой точки. Но в прошлом году мы решили, что час пробил, – говорит Елена Водолажская. – Дело в том, что мигрантов в городе все больше – в некоторых классах уже учится до 20% ребятишек, которые приехали к нам из других стран. Многие не знают языка, обучаются на дому. О каком погружении в культуру, социальной адаптации в этом случае может идти речь, если дети общаются только с членами семьи? Между тем, ребятам важно вливаться в общество, ведь они останутся здесь жить, каждому нужно будет выбирать профессию, работать. К тому же впитать в себя культуру другого народа быстро и легко они могут именно в этом возрасте, когда активно формируется сознание. В итоге в центр адаптации на первое занятие были приглашены взрослые вместе с детьми – важно было понять, в какой именно помощи они нуждаются. Тогда и было принято окончательное решение начать работать с ребятишками и уже через них доносить информацию и до их родителей. Все-таки не каждый взрослый мог позволить себе в будни отвлекаться от важных дел и заниматься в центре. Дети теперь три раза в неделю посещают занятия, где в доступной для них форме (интерактивные занятия, игры, беседы, чтение книг) подаются знания, изучается русский язык. Ребята получают небольшие домашние задания. Их родители тоже обучаются, но дистанционно – для этих целей была создана группа в одном из мессенджеров.
И учатся, и творят
Как рассказала Елена Ефремовна, сейчас в группе занимается 14 детей. Обучаются они в разное время: одни в продвинутой группе, другие – в группе, где есть возможность изучать язык с нуля. Также для большего погружения ребят в социум, изучения истории страны и города их постоянно выводят на различные мероприятия. Они посещают выставки, побывали на «Музеелке», в музее «Театр Бирюкова», приняли участие в Масленице, стали постоянными участниками детского клуба доброты. Как отмечает она, уже есть первые результаты – и дети, и взрослые начали понемногу говорить по-русски. А одна из воспитанниц даже приняла участие в межнациональном конкурсе «Юная Мисс», который проводится в Бердске. Только представьте: совсем недавно она не знала языка, а после нескольких занятий смогла представить свою национальную культуру и даже была признана «Мисс Улыбка».
Занимаются с воспитанниками два педагога – руководитель казахской инициативной группы Галина Протасова и представитель киргизской инициативной группы Рыскуль Усенова. В скором времени к ним присоединится еще и психолог Дарья Новикова – как оказалось, ее услуги также необходимы. Этих женщин Елена Ефремовна называет настоящими героями: трудятся они на общественных началах, активно используют собственный ресурс, потому что очень хотят помочь детям.
– Раз в неделю мы проводим творческий час. Там дети творят и оттачивают полученные за неделю навыки общения, – рассказала она. – И, конечно, они раскрываются с новой стороны. Поэтому у нас в планах в дальнейшем развивать их таланты. Мы планируем устраивать наших воспитанников в секции: изобразительное искусство, шахматы, робототехника. Для этого мы будем сотрудничать с различными учреждениями Бердска, думаю, что мы заручимся их поддержкой – они всегда идут нам навстречу.
Дети пробуют во время творческих занятий самые разные техники. Как правило, помогают им в этом волонтеры. Почему именно творческой составляющей уделяется столько внимания? По мнению Елены Водолажской, творчество, в том числе, поможет детям ощутить свою значимость – и это очень важно. Потому что тогда они будут чувствовать себя уверенней, смогут легко обзавестись друзьями.
Центр адаптации расширят
Елена Ефремовна отмечает: если мыслить масштабно, то в дальнейшем центр адаптации мигрантов должен расшириться. Чтобы каждый, кто пришел туда, при необходимости смог получить консультацию юриста, психолога, специалиста миграционной службы, «Моих документов» и даже сотрудника отдела по делам молодежи. Для того, чтобы мечту воплотить в жизнь, планируется подготовка грантовых проектов Фонда культурных инициатив, президентский грант. Отметим, что в администрации Бердска эту идею уже одобрили.
Специалисты центра адаптации мигрантов, между тем, активно собирают материалы и наработки, которые помогут им в дальнейшем. В Бердск, благодаря консульству Таджикистана, уже «едут» книги по изучению русского языка таджиками. Также коллеги готовы с ними поделиться опытом работы с мигрантами из Узбекистана – в Новосибирске существует образовательный проект, в рамках которого проводится работа с детьми. Так что не исключено, что в сентябре в Бердске также стартует проект, который поможет проводить совместную работу со школами.
– Благодаря ему мы сможем начать сотрудничать с образовательными учреждениями. Например, на данный момент они не могут предоставлять нам информацию о количестве ребятишек-мигрантов, которые у них учатся. Нам же она необходима. Также нам требуется выяснить, с какими проблемами сталкиваются такие дети, учителя, чтобы понять, как их решить – для этого была разработана специальная анкета для беседы с педагогами. Если мы станем партнерами, то начнется работа в ином ключе. Мы будем работать бок о бок с педагогами, помогать всем новым ученикам адаптироваться. Учителя помогут донести при необходимости до родителя информацию о том, что ребенку можно ходить в наш центр – это бесплатно и полезно.
Получат массу навыков
По словам Елены Водолажской, центру едва исполнилось четыре месяца – и все это время его создание особо не афишировали. Тем не менее, туда пришло двое новеньких. Один ребенок неплохо знает язык, но и он нашел себе занятие по душе – теперь выступает в качестве переводчика в ситуациях, когда педагог и воспитанник друг друга не понимают. А еще он поспособствовал решению одной из главных языковых проблем у ребят – помог объяснить детям, что в русском языке есть не только мужской род. Не исключено, что в дальнейшем такими же помощниками в работе с новыми группами станут дети, которые осваивают язык и культурные традиции нашей страны сейчас. Они попробуют себя не только в роли переводчиков – ребята смогут принимать участие в подготовке различных проектов, организации культурных мероприятий.
– Считаю, что такая стратегия правильная – не довести ребенка до определенного уровня знаний и оставить, а оставаться рядом долго и помогать ему. Для кого-то это может стать путевкой в жизнь, ведь ребенок получит массу новых навыков, – считает она. – Детей за то время, что они у нас обучаются, мы полюбили, изучили характер каждого. Сейчас это ребятишки до 13 лет, но думаю, что в дальнейшем, когда мы начнем расширяться, наши педагоги будут работать и с ребятами постарше – те же студенты у нас пока совсем не охвачены. Между тем, они тоже получают профессию в нашем городе. Такие студенты есть в Бердском политехническом колледже. И нашу идею поддержала директор колледжа, председатель общественной организации «Союз женщин города Бердска» Раиса Устинова.
Елена Водолажская подчеркнула: «Наша основная задача – социальная адаптация мигрантов через погружение в историю, наши традиции». Она отмечает, что это направление особенно важно, ведь сейчас мигранты приезжают в наш город не на время, когда нужно сделать работу – они переселяются сюда насовсем, перевозят в Бердск свои семьи, приобретают тут жилье
Фото из архива Дома дружбы