Завершившийся конкурс боевых листков «Бердск Героический» показал, что дети из Бердска считают Героями выпускников их родных школ, своих родных, а также других бердчан, которые защищали Родину с оружием в руках, и многие погибли, проявив мужество и отвагу.
«Боевой листок» – каждый ценен
Городской конкур «Боевой листок «Бердск Героический», приуроченный ко Дню защитника Отечества, был организован музеем школы № 8 и прошел при поддержке первой городской газеты «Бердские новости». В своей работе участники конкурса должны рассказать о героях труда, Гражданской войны, Великой Отечественной войны, героях локальных войн – бердчанах; или о каком-либо героическом событии. Причем, оформить материал на листе форматом А-4, заламинировав его, чтобы получилась небольшая газета или боевой листок с обязательным названием «Боевой листок «Бердск героический».
Всего на конкурс поступило 18 «Боевых листков» из школ № 1, 8, 9, 10, 11 и ДОУ № 4, 22, 27. На прошлой неделе состоялось заседание жюри конкурса: сотрудник историко-художественного музея Елена Водолажская и ведущий корреспондент газеты «Бердские новости» Наталия Захарова подвели итоги.

«Мы должны это помнить!»
Прежде всего, экспертов порадовало, что каждый автор использовал свою идею, которую творчески воплотил на бумаге. Лучшими были признаны «Боевые листки», в которые дети и их педагоги вложили максимум информации и творческих сил. Это была не формальная копия добытой где-то информации, а собственное понимание темы: героического служения людям и своей Отчизне.
В категории дошкольников первое место было присуждено Насте Фоминых из ДОУ № 4. Юная воспитанница садика, с помощью родителей, конечно, рассказала о подвиге блокадного Ленинграда через суровую судьбу своей прабабушки Платоновой Александры Петровны. В боевом листке мы читаем воспоминания блокадницы о жутком голоде и опасных бомбежках. Видим фотографии ее с правнучкой. И в заключение девочка делает вывод: «900 дней, которые потрясли мир, должны остаться в памяти поколений. Страшные воспоминания участников событий – документы эпохи. Дети обязательно должны это запомнить!».


2 место заняла Аня Фукалова из ДОУ №27, которая свой «Боевой листок» посвятила 67-й бригаде специального назначения. Показала ее историю, высокий уровень боевого мастерства, боевые операции на Северном Кавказе, перечислила Героев РФ, привела цитату десантника – обладателя медали «За отвагу». Здесь же шуточное приветствие десантников, картинки, олицетворяющие боевое братство – все на уровне детского восприятия. Получился героический комикс вполне достойного качества.


3 место жюри поделили между воспитанниками садов, которые проиллюстрировали представленных героев Чеченской и Афганской войн и мемориал «Воинскому братству защитников Отечества» собственными яркими рисунками. Призерами стали Вова Симонов и Егор Сливкин из ДОУ №4, Варвара Вартанянц из ДОУ №22.
В категории «начальная школа» жюри решили 1 место не присуждать. 2 место заняла ученица 4 А класса школы №1 Маргарита Легалова: школьница изложила боевой путь медсестры Зинаиды Ходасевич, которая ушла на фронт из Бердска в составе 150 добровольческой дивизии. Фронтовичка участвовала в сражениях на Калининском фронте, освобождала Прибалтику. Награждена боевыми орденами и медалями. В «Боевом листке» приведены фотографии боевой медсестры, ее награды, а также заметка из газеты «Хорошиловец», где Зинаиду поздравляют с 8 марта: «Тяжелая, полная неожиданностей солдатская жизнь не поколебала силы и волю патриотки Родины. На фронте она стала операционной медсестрой, работала с полной отдачей и страстным стремлением помочь раненым, облегчить страдания и спасти жизнь доблестным защитникам Родины».
3 место в этой категории занял 1 Б класс школы №9. «Есть такая профессия – Родину защищать!», – под такой рубрикой ребятишки представили разные роды войск, рядом с которыми поставили свои фотографии. А четвероклассница Диана Глущенко свое стихотворение посвятила подвигу Героя РФ капитана Игоря Лелюха.
В категории «5-8 классы» безусловным победителем стал 6 Г класс школы №8 с боевым листком «России славные сыны. Наши Олег и Алик». Ребята считают, что герой – это человек, который горой стоял за Отчизну, людей и веру, который неравнодушен к горестям своей Родины и готов отдать за нее жизнь. Именно такими были выпускники школы снайпер Олег Куянов и собровец Альберт Пытьев, погибшие в Чечне. Наряду с общей информацией в боевом листке есть две авторские зарисовки. Сергей Коваленко пытается понять, как становятся героями, считает, что нужно в любой ситуации оставаться Человеком. А Арина Хижняк создала настоящий очерк. Казалось бы, что можно написать нового об Олеге Куянове? Однако девочка, взяв за основу реальные факты о боевой операции и роли в ней снайпера, пропускает его судьбу через себя. Она представляет его мальчишкой, который рыбачит на водохранилище и крутит глобус; во время гибели и спасения товарищей, когда его расстреляли в упор; и среди нового поколения, которое, которое им гордится и чтит о нем память.
Ученица 8 Г класса школы № 1 Софья Гросс, занявшая 2 место, представила на конкурс историю создания Мемориала «Воинскому братству защитников Отечества», проиллюстрировав ее своим рисунком и стихами архитектора памятника Николая Винникова.
Среди старшеклассников лучшим признана работа 9 А класса школы № 10, повествующая о недолгой, но достойной жизни выпускника «десятой», прапорщика Александра Загороднева, погибшего при взятии Грозного в Чечне. Боевой листок оформлен красиво, стильно. Очень трогательно и пророчески звучат стихи, написанные отцом Александра к его рождению: «Расти большой и будь упрям, и для тебя все станет просто. И в жизни каждая из ям познает силу твоего же роста. Пусть будет солнце, неба синь, и чтоб когда тебя спросили, Ты гордо мог сказать, чей сын, а эхо вторило – России».

2 место заняла ученица 10 класса школы №11 Мария Низовцева, которая рассказала о веселом парне Андрее Сизикове, который играл на гитаре и был душой группы, освоил мирную профессию пчеловода-механизатора. И в Афганистане принял на себя смертельный удар.
«Мы не забудем вас, мальчики афганской войны. Вы останетесь с нами в словах песен, названиях улиц, воспоминаниях друзей…» – дает обещание школьница.

Боевые листки, представленные на конкурс “Бердск Героический, станут частью большого проекта, который в школе №8 будет продолжен в следующем году, сообщила руководитель музея восьмой школы, организатор конкурса Галина Лузан.
Жюри отметило несколько участников, которые поразили их своими литературными способностями и глубиной раскрытия темы. Их работы мы опубликуем в следующем номере “БН” и на сайте.
Цитата
«Герои, живущие рядом с нами… Сохранение героической истории Отечества, родного края школы, семьи – одна из важных задач в формировании патриотических чувств у подрастающего поколения. Чтобы помнить – надо знать! Поэтому важно изучать историю вместе с детьми с самого раннего возраста. Проведение патриотических уроков, мероприятий и конкурсов различных форм только лишь способствует этому.
Очень интересным стал прошедший городской конкурс боевых листков «Бердск Героический». Сама по себе подача материала о героях Бердска в листовке – довольно сложный и творческий процесс. Всё-таки большой объем информации необходимо вместить в какие-то пару листков, да ёще так вместить, чтобы и понятно было и запомнилось! Но участники конкурса справились с этой задачей на отлично! Самыми активными оказались младшие участники – ребята из детских садов. А вот креативными в подаче материала стали, конечно победители!
От лица членов жюри мы благодарим всех участников данного конкурса и надеемся, что он не оставил равнодушными не только вас, но и ваших друзей и одноклассников!» – поделилась своими впечатлениями от работы в жюри конкурса сотрудник историко-художественного музея Елена Водолажская.