Валентина Степановна Литвиненко – одна из первых библиотекарей Бердска. Она стояла у истоков рождения, становления и развития библиотечного дела в нашем городе. При ее непосредственном участии отдельные городские библиотеки были объединены в единую Централизованную систему.
Всегда для Валентины Литвиненко было главным, чтобы люди работали спокойно и с удовольствием, загорались идеями, проявляли свои способности. Бывало нелегко, но Валентина Степановна относилась ко всем всегда терпеливо и уважительно.
После централизации библиотечной системы города детская библиотека много лет по праву считается одной из лучших по Новосибирской области. И в этом огромная заслуга Валентины Степановны.
Настоящей музой можно назвать Валентину Степановну Литвиненко. Она, как библиотечный работник, больше 40 лет вдохновляла юных бердчан на чтение разного рода литературы – несколько поколений ребятишек, благодаря ей, по-настоящему полюбили это занятие.
Спички вместо карандашей
Валентина Степановна – коренная бердчанка. Она родилась 19 сентября 1934 года в семье служащего. Ей было семь лет, когда началась Великая Отечественная война. И за эти годы бердчанке пришлось пережить многое – жилось тогда непросто, наверное, поэтому эти моменты даже с возрастом не стерлись из ее памяти… Отца Валентины Степановны сразу призвали на фронт – троих детей поднимала мать.
– Трудно было нам, детям войны, – вспоминает она. – Не хватало учебников, не было тетрадей. Я исписала все обратные стороны папиных документов, которые он не успел сдать в архив. Обрезала чистые полоски с газет и сшивала в блокнотики. Не было цветных карандашей – сок свеклы заменял краску, а обожжённая спичка – черный карандаш.
Ей запомнилось постоянное чувство голода – особенно, признается Валентина Степановна, хотелось хлеба. Его, конечно, тоже пекли, но чаще всего для его изготовления использовали тертую картошку – получившийся продукт даже отдаленно не напоминал по вкусу хлеб. В мечтах о нем дети «пекли» его из глины, посыпая «булки» красным кирпичом. Основную часть меню тогда составляли овощи. Чаще всего брюква со свеклой – их парили и ели.
На работу – с радостью
Валентина Степановна всегда хотела стать врачом, но ее мечтам не суждено было сбыться. Ее родители умерли рано, а средств на учебу в институте в другом городе просто не было. В итоге, после окончания школы она поступила в Бердское педучилище – тогда студентку зачислили сразу на третий курс. Кстати говоря, там она и познакомилась со своим будущим супругом Григорием Литвиненко.
Получив диплом учителя в 1954 году, Валентина Степановна стала работать в детской библиотеке – в школе мест в то время не было. К тому же выбранная ей профессия во многом перекликалась с работой педагога. Библиотека была маленькой – на тот момент в ней трудилось три человека. Уже через пять лет она была назначена заведующей учреждением – в этой должности она проработала до 1995 года, вплоть до выхода на пенсию.
– По сути, наша деятельность была похожей на труд учителя. Мы обслуживали читателей, отвечали за массовую работу с детьми, – говорит она. – Полностью разобраться с особенностями профессии помогали курсы повышения квалификации.
Мне всегда нравилась моя работа – я отдала библиотеке 40 лет своей жизни и ни о чем не жалею. Все эти годы я с радостью каждое утро шла туда. И также с радостью возвращалась домой – там тоже было хорошо. Что еще для счастья надо? Именно эти годы, я считаю, стали лучшими в моей жизни.
Школьники читали книги
– Тогда в библиотеках проводилась другая работа – и она соответствовала духу времени. И мы работали хорошо, – говорит она. – Современные библиотеки ничуть не хуже, но у них уже другие цели. К тому же началась компьютеризация. В советские времена не было ни телевизоров, ни компьютеров, в кинотеатры очереди выстраивались, как и на концерты, потому люди шли к нам за книгами. Книги были нарасхват – их не хватало, бывало за какими-то изданиями даже очереди выстраивались. Наши работники вели картотеку учащихся всех школ, где отмечали, какой из библиотек города каждый ученик пользуется, при этом учитывались и личные библиотеки. В то время мы вместе со школьными библиотекарями решали задачу охвата учеников библиотечной книгой – и несколько лет подряд этот показатель держался на уровне 100%.
Валентина Степановна всегда была уверена: ребенок обязательно должен посещать детскую библиотеку, даже если у него дома есть множество книг. «Важен сам путь ребенка с книжкой от библиотеки до дома, – считает она. – Для него это много значит. И сами ребятишки это подтверждали: помню, женщина привела к нам совсем маленького ребенка, выбрала для него книжку, а он взял ее под мышку и не дал маме нести».
Она отметила: библиотекари Бердска тогда работали не только со школьниками – дошкольники также были охвачены. Для этого был выделен специальный человек, который ходил по старшим группам детсадов каждый день и носил туда библиотечные книги – и именно бердчане в этом начинании были пионерами. В результате, ребята, которые приходили учиться в первые классы, уже были записаны в библиотеку как читатели.
Учились играя
В советские времена библиотекари прилагали максимум усилий, чтобы привить детям любовь к чтению. Каждый выкладывался на полную, чтобы улучшить, в итоге, общий результат. Именно таких продуктивных и активных сотрудников Валентина Литвиненко и набирала в коллектив. Не зря она на предварительном собеседовании у каждого новичка спрашивала, есть ли у него здоровое тщеславие, которое будет его подталкивать к достижению новых целей.
Тогда использовались самые разные формы взаимодействия с читателями: проводились кинолектории, библиотечные уроки, где ребятам рассказывали, как пользоваться каталогами, библиографическими указателями. Валентина Степановна даже просила работников библиотека запоминать по возможности фамилии ребятишек, если те по разным причинам стеснялись их произносить. По ее словам, использовались в процессе и игровые формы.
– Мы должны были привлечь ребят к чтению не только художественной литературы, но и научно-популярной. И тем, кто брал книжки из этой серии, мы на карточку клеили цветные конфетти. Определенный цвет отвечал за какую-то тему. И дети, увидев это, стали состязаться в том, кто больше таких «кружочков» наберет. Сначала их этот момент привлекал, а потом они просто привыкали к чтению познавательных книг.
Как руководитель она не уставала повторять подчиненным: на них лежит огромная ответственность, потому нужно быть профессионалами своего дела, ведь от каждого библиотекаря зависит, будет ли ребенок читать книги в будущем. И сотрудники справлялись – все-таки, среди них было много педагогов, которые умели ладить с юными бердчанами.
– Юного читателя нужно было приветить и приметить, чтобы он не боялся к нам приходить, – отмечает она. – Библиотекарь должен был каждому сказать доброе слово, быть вежливым и не лениться вставать к полке. Ответ «Такой книги у нас нет» просто недопустим. Если так сказать ребенку, он в другой раз может в библиотеку просто не прийти.
Переехала и расцвела
В 1968 году библиотека переехала на новое место – тогда в доме на улице Свердлова для этого отдали весь первый этаж площадью 420 квадратных метров. До этого она располагалась в доме на улице Островского, еще раньше – на Белинского. Но город рос – и библиотекари должны были успевать работать с большим числом читателей. Был сформирован отличный книжный фонд, проведена централизация библиотечной системы города – библиотека стала называться центральной детской библиотекой. Ее штат увеличился до 8 человек, в коллективе работали только единомышленники. На протяжении долгих лет библиотека по праву называлась одной из лучших в Новосибирской области – и сейчас ситуация не меняется.
В те времена детская библиотека изменилась и внешне: там появилось пианино, телевизор в читальном зале.
Из поколения в поколение
С литературой у семьи Литвиненко многое связано. «Книга – для нас вещь очень ценная, ее нужно беречь, – говорит Валентина Степановна. – Я бы никогда книжку не могла выбросить – как сейчас делают многие». Единственная дочка супругов Литвиненко Ирина пошла по стопам матери – она стала библиотекарем.
Текст Елены Ивановой взят из альманаха
“Бердск – 300 лет. Культура в лицах”, 2016 год