Общество

Бердчанка Лариса Елизаровская: «Идеи рождались по ночам — о работе думала круглосуточно»

Кратко

И в далекие 70-ые годы, и в нулевые она работала в бердской библиоткеке. ее лицо знакомо каждому горожанину.

Лариса Елизаровская признается: она мечтает о встрече со своими коллегами, с которыми работала в 70-ые годы.

Почти 50 лет она посвятила библиотечной работе. Ее лицо знакомо всем, кто был детьми и в далекие 70-ые, и в нулевые — всем бердчанка помогала полюбить книгу по-настоящему.

Влюбилась в профессию

Пришла в профессию Лариса Анатольевна совсем молодой девчонкой — еще не было образования — и сразу поняла: влюбилась без памяти. Неудивительно — нужно было общаться с детьми, которых она обожала. А еще предстояло работать бок о бок с людьми, увлеченными своим делом.

— До сих пор помню свой первый рабочий день — 1 ноября 1970 года, — вспоминает Лариса Анатольевна. — Меня тогда все удивляло: абонемент с белыми стеллажами, чистота, как в больнице, кругом портреты, цветы… Сама библиотека № 2 занимала половину финского домика. Кругом высоченные тополя, частный сектор. А какой коллектив был — все горели, были на одной волне: Елена Ивановна Гридасова, Надежда Александровна Гусева, Александра Егоровна Ярочкина! И я тоже сразу прониклась. До сих пор помню, как попала в больницу с аппендицитом — и, как только смогла встать, побежала на работу, так меня туда тянуло. Кто-то скажет: «Ненормальная!» А я уверена: наверное, когда профессия твоя, иначе и быть не может.

За книгами — с рюкзаком

В те годы библиотекари делали то, чем сейчас уже не занимаются. Например, сами ездили за литературой — с рюкзаками за спиной. Или обходили должников с сумками, чтобы издания, взятые ими, не затерялись — делали это по своей инициативе. Потому что некоторые книжки так востребованы, что формировались очереди из желающих прочесть их.

— Тогда не было такого количества летних площадок — и все дети были здесь, прикормленные нашей добротой, пониманием и любовью. Не нужно было никого приглашать в библиотеку – ребята сами к нам приходили, — говорит она. — Знаете, как тогда читали? Ребенок, выходя из читального зала, называл страницу, на которой остановился — информацию вносили в формуляр, а когда он возвращался снова, ему напоминали, где нужно книгу открыть.

Где у бабочки язык?

Чтобы заинтересовать юных читателей, сотрудники библиотеки под началом Ларисы Елизаровской — она стала заведующей уже в 1973 году — постоянно придумывали новые формы работы. Одна из них — руководство чтением — была отмечена в области, про коллектив написали в одном профессиональном издании.

— Библиотекарь – это не выдавальщик. Он должен помочь ребенку, который к нему пришел. И сделать это без назиданий, — подчеркивает бердчанка. — Что мы придумали? Создали картотеку с названием «Эти книги Незнайка не читал». В каждой карточке — вопрос. Например, «Где у бабочки язык?». Ребенок видит его и удивляется: и правда, где? А ты ему уже книжку нужную подаешь. Метод этот, кстати, работает и с современными детьми, которые не все любят читать.

Она отмечает: книга во все времена — помощник для любого родителя, окно в мир. Но, к сожалению, взрослым сейчас некогда детей заинтересовывать чтением. И без того нужно много успеть: накормить ребенка, одеть, позаботиться о его здоровье, проверить уроки. Между тем, именно книга поможет ребенку разобраться с проблемами, которые его тревожат, направит. Только важно подобрать такую, которая расскажет о чем-то новом. И не ждать мгновенных результатов: они проявятся, но в свое время.

Территория доброты и творчества

В 1976 году произошла централизация библиотек. Библиотекари продолжили активно сотрудничать со школами. Ходили они и в детские сады — взращивали интерес к литературе с малых лет.

— Мы постоянно что-то новое придумывали. Никогда не стояли на месте. Не было в библиотеке затишья — и сейчас его нет. Так и должно быть. Потому что библиотека — это территория доброты и творчества. И во все времена читателю она должна быть интересна, — отмечает Лариса Анатольевна. — А еще она не может существовать одна, сама по себе — только в содружестве с родителями, педагогами, учреждениями допобразования, общественными организациями. Да и сам библиотекарь должен быть человеком особенным. Во-первых, говорящим. А еще он должен забыть про фразу «я не знаю». Возьми номер телефона, потрать время, но найди материал для ребенка — особенно, если он «в интересе».

Опережали время

Лариса Анатольевна отмечает: коллектив, в котором она работала, всегда опережал время. Так получилось и в 90-ые годы, когда при центральной детской библиотеке был создан клуб «Паруса надежды» для детей-инвалидов и их родителей.

— Сразу стало понятно, что детская библиотека обязана подключиться к работе, — рассказывает она. – И нам удалось – мы объединили детей и их родителей, создали ауру доброты, где каждый ощущал свою значимость и чувствовал себя комфортно. Устраивали для ребят мероприятия — не просто развлекали их, но еще и помогали адаптироваться. Организовывали творческие выставки, проводили Дни именинника. Ездили в кукольный театр. Участвовали в конкурсах и даже выиграли грант — и получили для ребят наушники, инвалидные коляски. А однажды исполнили «голубую мечту» — покатались на яхте. Только представьте: некоторые ребята из города ни разу не выезжали, а тут — целое путешествие! Взяли с собой даже тех, кто не мог ходить: их заносили на руках. Ведь день мы провели на воде — это было незабываемо. Иногда встречаю родителей тех детей, самих ребят — они уже выросли — прошло много лет, а они помнят обо всем. И даже про корабль, который мы построили на сцене во время нашего масштабного фестиваля, помнят — мы вынесли на сцену огромный платок, мгновение — и он превратился в паруса, те самые «Паруса надежды»…

Щенок за пазухой

Когда появился клуб, признается Лариса Анатольевна, она осознала, насколько уникален этот город, как много в нем живет отзывчивых людей, сердца которых не очерствели. Все, у кого для организации мероприятий приходилось просить помощи, забывали о своих сложностях. И помогали, чем могли. Хотя времена были непростые — месяцами не выплачивались зарплаты. Но детям всегда предоставляли транспорт для поездок, для них находились подарки, сладости, книжки.

Искренняя детская радость… Наверное, только это заставляло двигаться вперед инициаторов проекта. Потому что порой было невыносимо тяжело — некоторые дети были больны смертельно… Пустели места в библиотечном зале, где ребята собирались, но руки опускать было нельзя.

— Тяжело про это вспоминать… Но таких детей отчаянно хотелось порадовать. Помню, у меня дома жили щенки — так я одного носила показывать ребенку из нашего клуба. Бежала к нему вечером после работы, торопилась — щенка за пазухой прятала… Тогда не было никаких методик, мы не знали, как работать, но мы научились. Сердце подсказало. И в какой-то момент о нас везде узнали — больше не приходилось ничего пробивать, просить, наоборот, теперь наших детей везде приглашали…

Ничем не заменишь

…Лариса Анатольевна давно на пенсии. Из профессии ушла полгода назад, но когда она вспоминает о работе, то ее глаза задорно блестят.

— Работа стала для меня жизнью, — признается она. — И я всегда ходила туда с радостью. Таким удовольствием для меня было общаться с ребятами, их родителями! Сколько было интересных встреч, событий!

Бердчанка считает, что общение — ключевой момент в работе библиотекаря. Поэтому ее расстраивает, что из-за пандемии отменяются мероприятия, юные читатели реже прикасаются к книгам, а взаимодействия между организациями сведены к минимуму. Однако она уверена: выход из ситуации найдется:

— В самые трудные времена библиотека в Бердске не закрылась, — говорит Лариса Анатольевна. – И сейчас мы все преодолеем – все-таки сегодня центральная детская библиотека востребована у детей и подростков, да и книгу ничем не заменишь.

Справка «БН»

Лариса Елизаровская пришла работать в библиотеку № 2, которую потом возглавила. С 1995 по 2009 г. — заместитель директора по работе с детьми, руководила Центральной детской библиотекой. В своей работе руководствовалась принципами, заложенными еще Валентиной Степановной Литвиненко, которая руководила учреждением с 1959 по 1995 год.

Под руководством Ларисы Анатольевны учреждение в трудные 90-ые годы разработало и реализовало программу сохранения и развития детской библиотеки «К будущему через библиотеку». Была создана служба «Информационной поддержки образования». При непосредственном участии Ларисы Анатольевны при библиотеке был открыт клуб «Паруса надежды». Социальный проект получил поддержку на региональном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *