Сергей Федорчук пояснил, что никто не может заставить людей покупать школьную форму определенного производителя.
И оценивать учащихся педагоги должны не за то, в какую форму – дорогую или не очень – они одеты, а за их интеллектуальные или творческие способности. А в случае выявления проблем у детей, постараться им помочь их решить.
Строгий стиль в школе – это вариант уравнять права детей в плане возможностей получения образования.
Напоминаем, что в пятницу в прямом эфире на площадке Центра управления региона министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук ответил на вопросы жителей области. С руководителем сферы образования региона обсудили, будут ли учиться дети в школах или перейдут на дистанционное обучение; эффективны ли для сдерживания заболеваемости коронавирусом маски; всем ли хватит мест в школах; насколько обоснованы жалобы людей на поборы и другие актуальные вопросы.
Эфир был организован Центром управления регионом, который мониторит ситуацию в регионе и регулярно помогает фиксировать в соцсетях вопросы жителей.
Одной из тем обсуждения стал вопрос подготовки к новому учебному году. В частности, речь шла о том, что родители в конце лета активно приобретают школьные принадлежности и форму для детей. И некоторые жители Новосибирска пожаловались на то, что их заставляют покупать школьную форму определенной марки. Имеет ли право руководство учреждения требовать этого от родителей своих воспитанников?
Министр образования Сергей Федорчук прежде всего подтвердил: действительно, в Законе об образовании предусмотрено, что образовательная организация имеет право вводить строгий стиль одежды. В нормативных документах и локальных актах школ также может быть указано, что дети должны приходить на учебу в одежде делового стиля. Часто в учреждении разрабатывают свою символику. Но все эти решения принимаются по согласованию с родительским сообществом, после обсуждения на родительских собраниях всех параллелей.
Но даже если Уставом школы и всеми участниками учебного процесса выбран строгий стиль одежды, это все равно носит рекомендательный характер, подчеркнул Сергей Федорчук. И если у какой-то семьи нет материальной возможности купить форму какого-то определенного производителя, родители могут приобрести для мальчика брюки черного цвета и белую рубашку (или для девочки черную юбку и белую блузку). И все: этот учащийся будет соответствовать дресс-коду школы. И никто не вправе по отношению к родителям предпринимать какие-то ограничительные меры.
– Когда родительский комитет принимает решение остановить свой выбор на какой-то определенной школьной форме, администрация школы не должна на этот процесс влиять. Но должна в нем участвовать. Потому что основная масса проблем начинается тогда, когда взрослые начинают обсуждать, а руководство учреждения устраняется. Я по опыту знаю, что в большинстве школ подобных проблем не возникает, а возникает в одних и тех же, – отметил Сергей Владимирович. – Когда мне сообщают, что слышали, будто представители каких-то школ «в доле» с какими-то компаниями, я отвечаю: «Я таких случаев не знаю. У нас есть правоохранительные органы, и если такие факты докажут, мы будем предпринимать соответствующие меры”. Мы по каждому обращению и случаю разбираемся индивидуально, и чаще всего подобная информация не подтверждается.
Министр образования еще раз обратился к коллегам – директорам образовательных учреждений:
– Все вопросы нужно обсуждать с родительским сообществом и не допускать перегибов. Если не у всех детей будет одинаковой школьной формы, это не проблема. Проблема может заключаться только в том, если родители не разделяют идеологию школы. А эта идеология заключается в том, что школы все-таки – это социальное учреждение, где дети получают образование, воспитываются, а не место, где родители меряются своими кошельками, приобретая более дорогую или более дешевую форму одежды. В школе у всех детей равные права на получение знаний. И школьная форма – это вариант уравнивания детей в этом процессе. Это слово используется не в смысле уравниловки, а в контексте уравнивания возможностей. Никто не должен обращать внимания на то, как ребенок одет, учителя должны обращать внимание на интеллектуальные и творческие способности учащихся, и, может быть, на их проблемы, чтобы попытаться их решить. И проблемы возникают лишь в тех учреждениях, где администрация и родители не сумели до конца понять друг друга в обсуждении данной темы.
Фото: ru.freepik.com