Речь идет о том, что допускается несколько моделей организации местного самоуправления и, соответственно, выборов главы мегаполиса.
Доктор социологических наук, руководитель Сибирского филиала Фонда развития гражданского общества, действующий депутат ЗакСобрания Новосибирской области Константин Антонов видит в изменении системы выборов мэра в рамках действующего федерального закона ряд преимуществ.
– Выборная власть не является гарантом защиты института местного самоуправления. Известно, что глава Новосибирска, как и любого другого муниципального образования, осуществляет хозяйственно-распорядительные функции. При изменении условий системы выбора главы усиливается роль и значение горсовета, в полномочия которого входит контроль за работой избранного мэра, который в любой момент может быть отправлен в отставку. А городской совет – это и есть местное самоуправление, поскольку его представители избираются и напрямую зависят от мнения своих избирателей, – говорит Антонов.
Социолог предположил, что решение об изменении организации власти в Новосибирске будет принято уже в 2023 году.
– Совершенно логично, когда претендент на пост губернатора пойдет на выборы уже с кандидатурой нового главы города, которого он предложит, согласует с горсоветом и возьмет за него и за город персональную ответственность.
Известно, что в декабре прошлого года в Томске было принято решение избирать мэра города не прямым голосованием всех томичей, а депутатами на специальной сессии горсовета. Причем это не отдельная инициатива, а общая политическая тенденция в России. Прямые выборы мэров сохранились в Хабаровске, Абакане, Новосибирске, Анадыре, Улан-Удэ и Якутске.
Есть мнение
Виктор Васильевич Леонов, председатель Новосибирской областной общественной организации ветеранов-пенсионеров войны, труда, военной службы и правоохранительных органов:
– Управление таким крупным городом как Новосибирск требует постоянного внимания к законодательству. И пересмотра тенденции выборов мэра. Региональных центров с обычной выборной системой осталось в России лишь шесть. По статистике в 2019 году избирателей, принявших участие в выборах, было чуть более 20%.
На мой взгляд, переход к системе прямых выборов, а, соответственно, иного формирования исполнительной власти города Новосибирска, города-миллионника, несомненно, даст новый импульс к ускоренному и эффективному решению накопившихся проблем в городском хозяйстве, улучшению условий жизни новосибирцев.