«Косберг сработал!» – немногие знают, что во время своего полета в космос кроме своих знаменитых слов: «Поехали!» Юрий Гагарин произнес и эту фразу. И тем более до сих пор в Бердске не было известно о том, что этот самый конструктор Семен Косберг почти 5 лет вместе с эвакуированными в наш город сотрудниками КБ и работниками завода из Харькова создавали агрегат, который обеспечил превосходство нашей авиации в небе.

Потянули за ниточку в День машиностроения

Настоящую историческую сенсацию удалось откопать ведущему библиотекарю, руководителю музея БПК Ольге Сазоновой вместе со своими воспитанниками. Все началось с недели машиностроения, которая проходила в Бердском политехническом колледже. Ольга Михайловна подготовила доклад о машиностроении Бердска, предприятиях, которые выпускали продукцию для фронта и внесли свой значимый вклад в Победу. 

Как известно, в числе первых в Бердск были эвакуированы два завода: завод им. Ф.Э. Дзержинского №296 (Харьков) и станкостроительный завод № 9 (Бердянск). Разместились они на площадке элеваторно-сладского хозяйства Управления Государственных материальных резервов при СНК СССР. На базе этих заводов было организовано производство топливных агрегатов для двигателей истребителей ИЛ-2, перископов для военных подводных лодок и оптических прицелов для танков Т-34 и военных самолетов.

7 цех корпус Харьковского завода (фото из бердского музяе)

Ольга Сазонова попыталась известную в Бердске информацию дополнить новой, стала изучать воспоминания работников Харьковского завода. Исследование становилось все более интересным, возникали вопросы, на которые хотелось найти ответы. Например, получилась некоторая нестыковочка: в одних материалах шла речь о выпуске в Бердске механизмов для самолетов ЛА-5, а в других – Ил-2. И так постепенно специалист вышла на имя Семена Косберга…

Бердчане нас встретили тепло

Выяснилось, что конструктор Семен Ариевич Косберг – член великой команды, которая проложила человечеству дорогу в космос. Обладатель пропуска №2 на Байконур после Королева, создатель третьей ступени ракеты – по сей день он остается в тени своих знаменитых коллег-инженеров, таких, как Королев, Мишин, Чертог, Пилюгин. Однако в кругу ученых имя Семена Косберга хорошо известно, особенно его чтят в Воронеже, где он руководил бюро химавтоматики, и сегодня в разных источниках много достоверных материалов о том, что это был блистательный конструктор, без которого, возможно, освоение космоса пошло бы по другому сценарию.

На информационном портале Воронежа «Коммуна» читаем, что в 30-ые годы Семен Косберг считался лучшим в авиационной промышленности. Он был направлен в Центральный институт авиационного моторостроения. Начинал инженером-конструктором, а когда пришла война, был назначен начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска ОКБ завода №33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП).

В первый год Великой Отечественной КБ завода №33 было разделено на два предприятия; одно из них было эвакуировано в Бердск Новосибирской области вместе с Харьковским заводом №296 НКАП.

Итак, в сентябре 1941 года 29 человек во главе с Косбергом прибыли в Бердск. Задача перед инженерами бюро КБ-296 стояла  непосильная: в предельно сжатые сроки усовершенствовать недавно созданную модель нового двигателя самолета и наладить его серийное производство. Но для производства не было ничего, даже здания, а работать приходилось в суровых сибирских условиях. Об этом подробно рассказывается в фильме «Гении и злодеи», снятом при поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках проекта Льва Николаева.

– Днем инженеры и работники завода сидели за чертежами, а ночью копали котлован для будущего завода, сами забивали сваи, обжигали кирпичи и возводили здание. Однажды когда силы у всех закончились, вдруг грянул оркестр и зазвучал приятный голос главного конструктора «Нам песня строить и жить помогает». Откуда взялась музыка? А это Семен Ариевич узнал, что четверо конструкторов владеют музыкальными инструментами и быстренько организовал оркестр. Из остальных сотрудников сколотил хор, которым дирижировал до окончания эвакуации.

Один из участников событий тех дней, Александр Голубев, впоследствии заместитель главного конструктора КБХА (Воронежское конструкторское бюро химавтоматики), вспоминает о том времени.

– Сибирь нас приняла по-доброму. Там люди понимали, что нужно делать «все для фронта, все для победы». Они делились с нами теплыми вещами, харчами, приютили нас в своих домах. Это скрашивало наш угрюмый быт, ведь условия для работы там были тяжелыми: трудиться приходилось в сараях элеватора, помногу часов в сутки, лишь изредка отогреваясь у печки-буржуйки. Однажды ночью произошел пожар. Семен Ариевич первым бросился в огонь спасать техническую документацию – основу нашей работы. Нам пришлось потом снова все обустраивать, но работу мы выполнили в кратчайшие сроки.





Фото с сайта bravo-voroneg.com В цехах КБ Семена Косберга на территории Харьковского завода №296 в Бердске


Новая система непосредственного впрыска была на тот момент чрезвычайно передовой:  агрегат устроен таким образом, что во время полета топливо поступало в двигатель бесперебойно, и это в разы увеличивало  боеспособность самолетов – их маневренность, скорость, дальность полета и мощность. За такой результат стоило биться, как на фронте. И в итоге уже в сентябре 1942 года новый двигатель НВ для авиационного мотора АШ-82ФН, применявшегося на истребителях Ла-5 и Ла-7, был внедрен в серийное производство. И это позволило советской авиации получить преимущество в воздушных боях над лучшими немецкими истребителями «Фокке-Вульф» и «Мессершмитт». Параллельно в КБ велись работы по созданию новой модели двигателей для штурмовиков системы Ил. Всего с 1942 по 1949 годы было сдано в эксплуатацию более 30000 агрегатов НВ.

Ракета пошла на второй космической!

После войны Семен Косберг работал в Воронежском конструкторском бюро химавтоматики. Началась эпоха покорения космоса, полетели спутники вокруг земли. И когда Королев нацелился на Луну, понадобилась еще одна ступень для ракеты с двигателем, способным запускаться в безвоздушном пространстве. Выдающиеся разработки конструктора Косберга нашли свое применение в ракетно-космической отрасли. Этот двигатель создавался совместно с КБ Королева. И вот уже ракета-носитель «Луна» доставила вымпел Советского Союза на Луну и сфотографировала ее обратную сторону. За участие в Лунной эпопее Косберг получил Ленинскую премию. А потом Косберг взялся за усовершенствование двигателя, который понесет человека в космос; двигателя, который способен развить вторую космическую скорость.

События 12 апреля 1961 года ярко описаны в журнале «Техника молодежи»: «Оставались считанные минуты до старта Гагарина. Люди замерли в ожидании. Ракета медленно-медленно поднялась и пошла. Пошла! … Отрабатывали ступени ракеты. Гагарин о каждой передавал на Землю. Напряженное молчание настало в ожидании включения последней ступени. Она работает в очень сложных условиях, в безвоздушном пространстве. От ее включения теперь зависит, выйдет корабль на орбиту или нет.
И вдруг веселый озорной голос Гагарина с борта космического корабля: «Косберг включился!» Передал прямым текстом, без шифра. Что тут было! Косберг подпрыгнул выше своего роста. Все кричат: «Качать Косберга!».

Фото https://jew-observer.com/lica/zasekrechennyj-kosberg/ 1964 год: проводы в полет команды космонавтов, в первом ряду – Королев, Шабаров, Косберг, Гагарин

Вспрыскивание космического мышления

– Чем мы дальше продвигались в нашем исследовании, тем становилось все интереснее, – поделилась с нами руководитель музея Ольга Сазонова. – Представляете, на нашей земле трудились специалисты высочайшего класса, которые в годы войны принесли колоссальную пользу нашему народу, усиливая обороноспособность войск Красной армии на фронтах и в небе. Мы гордимся также тем, что вместе с ними  – работниками харьковского завода и КБ Семена Косберга, работали бердчане. Трудились все вместе: женщины, подростки. Из Харькова в Бердск перевели фабрично-заводское училище, прибыли учащиеся старших групп, преподаватели, мастера. На завод пришло около двухсот местных деревенских подростков и 160 учеников ремесленного училища. И все учились и трудились одинаково самоотверженно: передовики производства перевыполняли план в тысячу раз.

И при этом завод продолжал давать пополнение для фронта — семьдесят два работника влились в состав формируемой в Новосибирске добровольческой 150-й стрелковой Сибирской дивизии. Завод №296 на прощанье подарил ей свою продукцию — снайперские прицелы и окопные перископы.

– А когда война закончилась, «фэдовцы» вернулись на Родину. Но небольшая часть из них осталась: они основали радиозавод, стали бердчанами. И я всегда говорю ребятам: гордитесь, вы потомки той технической интеллигенции, представителей точного машиностроения, которые ковали победу в наших краях. Получается, еще тогда произошло «впрыскивание» космического интеллекта, которое проявилось потом в производственном успехе Бердского радиозавода и БЭМЗа. Наш город до сих пор имеет отношение к космосу, к ракетной отрасли. И вы должны дальше продолжать заложенные традиции наших отцов и дедов.





Фото с сайта bravo-voroneg.ru
За исторический полет Гагарина Косберг был удостоен звания Героя Социалистического Труда. А Гагарину за то, что он без шифра объявил о том, что сработала верхняя ступень ракеты и выдал фамилию разработчика двигателя, на государственной комиссии сделали порицание

Студенты колледжа, обучающиеся по специальности «технология машиностроения», написали в книге отзывов: «Теперь мы гордимся своей профессией!». Из лекций руководителя музея Ольга Сазоновой они узнали много нового.

Педагоги и учащиеся БПК, совместно с редакцией “Бердских новостей”, находятся только в начале своего исследования и приглашают бердчан к сотрудничеству: возможно, ветераны ПО «Вега» помнят, кого-то из дзержинцев – участников легендарных событий. Мы готовы выслушать воспоминания о Бердске фронтовом, о людях-тружениках, патриотах.

Раздел: Общество

Добавить комментарий