Как известно, военную историческую картину «Горячий снег» снимали в Новосибирской области, на территории Шиловского полигона. И вот спустя пятьдесят лет выяснилось, что в Бердске хранится любительская пленка, которая поможет бердчанам вспомнить, как создавался художественный фильм о сражении за Сталинград. Руководитель отдела кинохроники городского музея Татьяна Свиридова уже начала сбор материала для съемок фильма об этой находке: недавно она побывала на «Мосфильме», где собрана история российского кинематографа.
Вспомнить фильм, в котором сыграли сибиряки
Эта история началась со звонка руководителя «Портала ЖКХ», члена Общественной палаты Бердска Дмитрия Дорофеева: «Татьяна, у меня для вас интересная информация!». Как оказалось, он знаком с человеком, который является автором любительской кинохроники, запечатлевшей рабочие моменты съемок фильма «Горячий снег». В 1972 году Александр Николаевич С. проходил срочную службу в войсковой части 52177 в Шилово (служил механиком-водителем бульдозера БАТ-М). И как раз в это время там начались съемки художественного фильма «Горячий снег». Когда на полигон приехала съемочная группа фильма, солдата приписали к ней: он должен был расчищать на бульдозере дороги и места для съемок.
– Когда я увидела эту кинохронику, была изумлена. Понимаете: это любительская хроника, 8 миллиметров, качество картинки соответствующее. Но этот материал вполне пригоден для показа на экране. Работа оператора приличная, изображение понятное. В хронике мы видим знаменитых советских актеров, кадры не только съемки, но и рабочие моменты, например, как создают дым, работу гримеров, – рассказала руководитель отдела кинохроники городского музея, режиссер видеокомпании «Студия 21» Татьяна Свиридова.
Сначала специалисты думали о том, чтобы снять новостной сюжет о найденной кинохронике. Посовещавшись с московскими коллегами, поняли: информационный повод тянет на документальный фильм. Решили собирать материалы. Сразу на ум пришел архив «Мосфильма». После первого обращения бердчан пришел ответ: «Ваш вопрос следует обсуждать лично с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым». Написали письмо, в котором подробно описали ситуацию. И вскоре получили его утвердительный ответ, их допустили в архив.
– Отправляясь на «Мосфильм», я поставила перед собой цель: собрать материалы о том, как фильм создавался. Эта кинохроника и проведенное исследование помогут нам вспомнить фильм «Горячий снег» и страницы истории, позволят по-новому взглянуть на то, о чем уже рассказывали. Тем более что ценность его для нас очень высока. Во-первых, он снимался в наших краях. Во-вторых, в нем сыграл роль, пусть эпизодическую, но все-таки наш земляк Владлен Бирюков. Кроме того, в Новосибирске живет и продолжает служить в театре «Глобус» заслуженная артистка России Тамара Седельникова, которая сыграла в «Горячем снеге» единственную женскую роль. То есть это очень близкая нам история, которая благодаря Александру Николаевичу становится еще ближе, – считает Татьяна Свиридова.
Планета российского кино
И вот Татьяна оказалась в архиве «Мосфильма». Любезный архивариус Римма Эдуардовна принесла документы, и, освободив пространство на заложенном папками и бумагами столе, произнесла: «Работайте!». Но бердчанка не сразу приступила к работе. Первые 15 минут она, что называется, была в ступоре.
– Потому что на меня с полок «смотрели» толстые папки с материалами о фильмах: «Операция «Ы», «Солярис», «Зеркало», «Москва слезам не верит», «Чайковский». В папках хранятся журналы, альбомы с фотопробами, сценарии, бухгалтерские документы. Они смотрели на меня, а я смотрела на них. И не могла собраться с мыслями. Я понимала, что нахожусь в эпицентре российского кино. В 2024 году исполняется 100 лет «Мосфильму». Представляете, сколько за этот век снято фильмов, сколько с ними связано разных историй и человеческих судеб!
Разумеется, режиссер из Бердска обнаружила много интересного о съемках фильма «Горячий снег». Например, письмо писателя, автора романа Юрия Бондарева, который одобряет, чтобы режиссером фильма был Гавриил Егиазаров: «В течение семи месяцев я работал вместе с Егиазаровым над сценарием по моему роману «Горячий снег», мы оговаривали и «разминали» каждую сцену. Я ни на минуту не сомневался и не сомневаюсь, что эта сложная по постановке картина – творческая судьба Егиазарова. Уверен, что Егиазаров – именно тот режиссер, который сможет сделать эту картину».
Телеграмма новосибирского секретаря обкома КПСС Алферова генеральному директору «Мосфильма» Николаю Сизову содержит в себе благодарность: «С большим интересом просмотрели «Горячий снег». Благодарим создателей за правдивую картину о боях под Сталинградом. Ждем новых встреч на сибирской земле».
Один бухгалтерский документ говорит о том, что из-за сибирских морозов случился перерасход средств. На всех участников съёмочной группы пришлось закупать валенки, ремонтировать технику, которая выходила из строя. В общем, суровые сибирские морозы для съемочной группы из столицы стали испытанием, к которому они не были готовыми.
– Примечательно, что для съемок им нужен был именно снег и зима, но зима в том – 1972 году быстро закончилась. И, по словам Александра Николаевича, пришлось даже завозить искусственный снег. Он говорил, что поля посыпали веществом, от которого на съемках стоял специфический запах. А на дальних планах использовали светлого цвета щебенку.
Стартовала масштабная работа
Автор кинохроники Александр Николаевич – очень скромный человек, но при этом интересный комментатор. Просматривая вместе с Татьяной кинохронику, он делился воспоминаниями о том, как его захватила атмосфера создания военного фильма. Огромные осветительные приборы, известные актеры, звуки кинокамеры, масштабные танковые сцены – об этом можно только мечтать. Поначалу парня-срочника с кинокамерой не жаловали на съёмочной площадке, а когда примелькался – рукой махнули.
Татьяна с автором кинохроники сопоставили кадры и сцены, которые есть на любительской съёмке, они примерно идентичны. Правда, сняты с других ракурсов. Например, сцена, во время которой ездового Сергуненкова посылают подорвать немецкий танк, и он погибает, запечатлена очень интересно. Потому что в фильме мы видим, как боец ползёт и вскакивает перед танком издалека и со спины, а в любительской хронике бердчанин снимает совсем рядом – из-за танка, который в фильме находится совсем близко от главного героя сцены. По словам Александра Николаевича, сцену снимали очень долго. Видно, как перед очередным дублем актер Александр Кавалеров ждёт команду режиссёра, притрамбовывая искусственный снег пальцами. В сценарии очень эмоционально и ярко описано, как боец погибает. И в кадре видно, как он очень точно отыгрывает эту сцену.
Александр Николаевич рассказал, что народный артист РСФСР Георгий Жжёнов приезжал на съемки и сразу из машины шел на съемочную площадку. Звезда советского кино старался свободно не передвигаться по площадке, потому что вокруг сразу возникало много желающих сфотографироваться.
Итак, это был первый, исследовательский этап по сбору материала для фильма, подвела итог Татьяна Свиридова, вернувшись из Москвы. Начата глобальная работа, которую хотелось бы закончить ко Дню Победы в 2024 году. Во многом этот срок будет зависеть и от финансирования проекта, который пока осуществляется частично на спонсорские средства. За поездку на «Мосфильм» бердский музей благодарит предпринимателя Андрея Николаевича Ясакова.
Теперь планы у автора фильма с его командой такие: во-первых, ей удалось получить предварительное согласие на участие в фильме артиста Бориса Токарева, который живет в Москве (он сыграл в фильме лейтенанта Кузнецова). Во-вторых, есть договоренность о записи беседы с Тамарой Седельниковой, которая сыграла санинструктора Таню.
– Что интересно: на роль Татьяны провели больше всего фотопроб – более 10 актрис. А в итоге выбрали артистку из Новосибирска.
Татьяна планирует еще одну поездку в Москву, а также на полигон и село Прокудское, в котором есть музей, посвященный съемкам фильма «Горячий снег». Также хотелось бы побеседовать с местными жителями, которые тоже помнят съемки картины.
Режиссер сказала о том, что пока идет работа над фильмом, кинохронику никуда выкладывать не будут. И еще раз обратилась к землякам с просьбой: «Я не зря всегда говорю: поднимайте свои сундуки, ищите на чердаках. Мы даже не подозреваем, какие там могут быть спрятаны сокровища, настоящие раритеты. Эти раритеты – часть нашей истории, отдельной семьи и города. А в случае с «Горячим снегом» – и история российского кинематографа!».