На прошлой неделе в кинотеатре «Орион» состоялся премьерный показ документального фильма «Бердский Мемориал. История создания» видеокомпании «Студия 21». Зрители узнали, каким грандиозным процессом для города явилось строительство памятного монумента, длившееся 8 лет; сколько вдохновения, глубоких смыслов, эмоциональных и физических сил вложили в него его создатели.
Архитектурный замысел автора
Изначально памятник задумывался менее масштабным, в виде доски с именами погибших в годы войны бердчан. Но в городе сменилось руководство. И обсуждать облик будущего Мемориала автору, художнику-монументалисту Александру Чернобровцеву, пришлось с новым главой города – фронтовиком Дмитрием Платошечкиным. А он еще на войне дал обещание погибшим товарищам: если останется живым, воздать честь всем бойцам, не вернувшимся с полей сражения. И теперь настал момент и сошлись обстоятельства.
Известно, что на ход творческого поиска автора повлияла картина «Сполохи» художника-монументалиста Павла Корина: триптих посвящен русским воинам, которые сражаются за правое дело и выходят из битвы победителями. Постепенно, сначала в голове автора, а затем и на бумаге, появились архитектурные элементы будущего масштабного комплекса. Обелиск и четыре солдата, держащие стилизованное надгробие над Вечным огнем, сами по себе стали выразительными компонентами. Но ограничиваться ими все же означало бы не сказать всего. Именно поэтому появились два стенда с перечнем того, что было сделано горожанами для фронта, и количеством наград, которыми были удостоены сами фронтовики.
Между ними – стела, как символ стремления к Победе. Ее высота – 1418 см по количеству дней войны, венчается знаменем из красного гранита, символизирующем полотнище Победы над Рейхстагом. Завершают композицию урны-звезды с землей из городов-героев, главные годы войны и массивные ленты-надписи, раскинувшиеся по краям. Все это вместе дает полное представление о бесстрашии тех, кто воевал на фронте, и самоотверженности тех, кто трудился в тылу.
Как воплощали задуманное в жизнь
Григорий Федорович Литвиненко, на тот момент председатель горисполкома, рассказывал, что люди с большим уважением относились к идее строительства Мемориала: все предприятия отвечали за конкретный фронт работ, бердчане работали на озеленении Парка Победы. Вопросы нехватки материалов решались быстро. Когда встал вопрос, где взять гипс, чтобы изготовить слепок фигуры солдата, помощь пришла из Новосибирска: областное аптечное управление предоставило годовой запас медицинского гипса – немного, немало 10 тонн.
Модель солдата в натуральную величину изготавливали супруги Грачевы, приглашенные из Таганрога. Работа в Бердске продолжалась всего один месяц, но запомнилась на всю жизнь.
– Чтобы сделать большую фигуру, надо ставить леса, сваривать конструкцию – это долгий процесс. А у нас был всего месяц. Я придумал вести работу в горизонтальном положении. Было немного неудобно, конечно, хотелось фигуру поставить, чтобы оценить. Так я никогда и не видел фигуры солдат в вертикальном положении. Вот сегодня в фильме впервые посмотрел, – рассказывал скульптор-монументалист Владимир Грачев.
Когда до открытия Мемориала, оставалось чуть больше года, началась работа над ключевыми элементами – фигурами солдат. Пустотелые, из тонкого латунного листа, фигуры однако должны выглядеть как цельнометаллические. Для создания этого эффекта на металл требовалось нанести чеканную фактуру. А для этого найти специалистов, которые не побоялись бы взяться за выполнение таких нестандартных работ. В августе 1979 года в квартире студента строительного института Александра Овчинникова раздался звонок. На пороге стояли его сокурсники по архитектурному факультету Василий Щербаков и Евгений Самохвалов: «Есть дело, собирайся! Едем в Бердск!».
По дороге Александру рассказали, что требуется изготовить грандиозную чеканку из латунного листа: 4 объемные фигуры солдат. Готовая гипсовая фигура исполинских размеров ждала молодых специалистов на бердском заводе «Торгмаш». Сложность работы подстегивала и пробуждала азарт. Технология рождалась на ходу.
Для начала гипсовую фигуру разделили на части: лицо, каска, шинель, руки. Каждая часть в свою очередь делилась на более мелкие. Самый сложный элемент: конечно же, лицо, вызывал наибольшие трудности. Для сборки лица только заготовок из гипса и металла было сделано около ста штук.
– Основное внимание в любом скульптурном объекте придается лицам – потому что обелиск, памятник должны передавать идею, которую хочет донести автор. Поэтому лицо – это самый трудный элемент любой скульптуры, и самый интересный. А самый интересный элемент лица – это глаза. И я сказал, что если я глаза «вытяну» из латуни, то мы солдат сделаем, – вспоминал Александр Овчинников.
И когда в мастерской появился Александр Чернобровцев, художник-монументалист был поражен: он смотрел на дело своей мысли и рук творческих людей как зачарованный. Он увидел именно то, о чем мечтал, но сомневался увидеть.
– Была еще у нас тревога по поводу того, как фигуры будут установлены. Но в итоге все получилось. Мы взяли квадратную трубу, которая использовалась на «Торгмаше» для изготовления разделочных столов, сделали из нее каркасы, на которых фигуры и держатся. Сверху, за головой, есть еще люк, прикрытый плащ-палаткой. Работники ЖКХ периодически заглядывают, чтобы проверить, все ли с памятником в порядке, – добавил к сказанному Василий Щербаков.
«Я узнала в фильме свою маму!»
Зрители, затаив дыхание, вглядывались в кадры кинохроники, запечатленной кинооператором БЭМЗа в день открытия Мемориала, которое состоялось 9 мая 1980 года. Это было действительно эпохальное событие! Несмотря на то, что в тот день было очень холодно, дул порывистый ветер, собрался практически весь город: все было торжественно, подтянутые ветераны, взволнованные школьники, Почетный караул.
Священный огонь был доставлен курсантами Высшего военно-политического училища на боевой машине. Право зажечь вечный огонь предоставили участнику войны, Кавалеру трех Орденов Славы Дмитрию Стребкову.
После просмотра бердчане долго аплодировали мастерам, которые подарили Бердску такой величественный Мемориал. Начальник отдела культуры Оксана Мокриенко отметила их нескончаемый патриотизм и вклад в строительство памятника. Главный редактор газеты «Бердские новости» Елена Сиротина поблагодарила архитекторов за то, что дали возможность горожанам по-новому взглянуть на место, которое всегда считали знаковым, ощутить гордость за мастеров с большой буквы, которые внесли свою лепту в создание легендарного комплекса. Елена Владимировна подарила специалистам первый том книги «Герои Бердска: павшие и живые», в котором журналистами газеты собраны очерки о бердчанах, которые тоже приходили на Мемориал, чтобы вспомнить и войне и почтить память о погибших товарищах. Многие из них тоже ушли. Но, как сказано в финале фильма, их мужество и сила духа навсегда сохранились в лицах солдат-исполинов Мемориала.
Бердчанка Татьяна Сваровская была очень тронута, ведь она в фильме увидела свою маму. Варвара Ивановна Афонина была фронтовичка, по Дороге жизни возила в голодный город продукты, из Ленинграда эвакуировала детей.
– Я хорошо помню этот юбилейный год, я работала художником-оформителем ДК «Родина». Перед БЭМЗом поставили задачу: сделать эскизы букв погибших бердчан, а потом их отлить в 31-м цехе. И когда привезли эти буквы, мне нужно их было разобрать. А потом мы повезли ящики на Мемориал. Изготовили специальный раствор клея, использовали специальные сверла. Мой наставник Владимир Бахарев залез на верхотуру, я макала каждую буквы в клей и подавала ему. Низкий вам поклон вам за то, что благодаря вашим стараниям в нашем городе появился Мемориал!
Создатели Мемориала тоже поделились своими впечатлениями.
«Фильм впечатлил тем, что мы увидели на экране себя – молодыми. Прошло 40 лет. И вдруг неожиданно нас нашли, собрали, сняли такой замечательный фильм. Это очень приятно!», – считает Владимир Грачев, автор известных работ в Новосибирске – например, памятника Глинке возле Консерватории.
– Режиссер фильма Татьяна Свиридова – человек неравнодушный, творческий, неутомимый исследователь истории Бердска, проделала колоссальную работу: подняла массу документальных материалов, нашла всех участников строительства. И нам было очень приятно: спустя 40 лет я побывал на Мемориале. Вспомнил, какие мы были молодые, смелые. Что мне помогло: мой отец был скульптор, ивсе процессы создания скульптур происходили на моих глазах, технология была понятна. Короче, мы засучили рукава и начали работу. Уставали, конечно: я приезжал на утренней электричке в 7 утра, уезжал в 11, переспишь и опять назад. Но было очень интересно! – убежден Александр Овчинников.
Фото автора и из архива “Студии 21”