Сохранилась часть железнодорожного моста, построенного 100 лет назад через Бердь. Об этом удивительном факте сообщил Игорь Степанов, журналист, краевед и член российского краеведческого общества.

Не так давно на музейных чтениях в Бердске он рассказал горожанам о неизвестных фактах, связанных со строительством железнодорожного моста через Бердь. А также об инженере Михаиле Ильиче Евдокимове-Рокотовском — строитель и ученый принимал активное участие в его строительстве с 1913 по 1915 годы.

Напомним, журналист тогда подробно остановился на строительстве моста. Он рассказал, что строителям, которые должны были поставить опоры, пришлось пойти по наиболее сложному пути, так как возможности открыть дамбу и спустить воду из водоема не было. Тогда решено было провести работы в открытых колодцах с откачкой воды.

Вариант оказался нерабочим — пришлось менять технологию. Вместо открытых колодцев сделали закрытые — кессоны. Но один кессон подмыли подземные ключи, из-за течения он наклонился в сторону. Его попытались вернуть на место, было принято решение взорвать его. В итоге кессон разбирали вручную, а для установки нового создали искусственный остров.

Во время музейных чтений один из зрителей уточнил, не остались ли после разбора моста, хотя бы какие-то его элементы. Тогда Игорь Степанов рассказал, что в попытках узнать ответ на этот вопрос отправил несколько запросов в разные инстанции, но ответа пока не получил.

Буквально на прошлой неделе стало известно, что письмо, которое помогло расставить все точки над i, все-таки пришло. В своих социальных сетях краевед рассказал, что ему ответили сотрудники “Сибуправтодора”. И теперь Игорь Степанов владеет, по его словам, наиподробнейшей информацией о перипетиях Бердского моста со времени его строительства и до наших дней.

Итак, согласно документам, трехпролетный железнодорожный мост через реку Бердь был сооружён в 1915 году в ходе строительства железнодорожной линии “Новониколаевск – Бийск”. В связи со строительством в 50-х годах прошлого столетия Новосибирской ГЭС он оказался в зоне подтопления. Было принято решение построить слева от существующего моста новый железнодорожный мост на повышенных отметках, а старый переустроить под автодорожное движение.

Тогда провели реконструкцию. Во время нее, в частности, опоры моста были наращены монолитным бетоном в высоту. На балочной клетке проезжей части устроена железобетонная плита автодорожного проезда. Береговые железнодорожные пролетные строения заменили на одноконсольные строения под автодорожную нагрузку. Устои при этом были переустроены в промежуточные опоры.

— После этих преобразований мост эксплуатировался до 1994 года, когда справа от него был построен новый автодорожный мост, на который было переключено движение автотранспорта, а старый (левый) мост был закрыт. В 2004 году в связи со значительным увеличением интенсивности автомобильного движения было решено выполнить очередное переустройство (капитальный ремонт) левого моста в рамках реконструкции участка автодороги, — рассказал он на своей странице во “ВКонтакте”.

Игорь Степанов подчеркнул: на чертеже, который ему прислали, показаны уровни верха старой и новой нарощенной в конце 50-х годов опоры. Они составляют 113.43 и 123.30 метров, различаясь как раз на 9.87 метров.

— При этом место соединения опор показано чуть ниже уровня воды – так что старые опоры большую часть времени скрыты под водой. В феврале 2022 года, прогуливаясь по льду Бердского залива под мостами, я сделал несколько фотографий, на одну из которых попала левобережная опора среднего моста – того самого, который сначала был построен, как железнодорожный. В то время история этого моста была мне ещё неведома – но сейчас на позапрошлогоднем фото хоть и в контровом свете, но всё же можно увидеть самый верх старой опоры, над которым поднимается новый монолитный фрагмент. Надеюсь, будущей зимой ледовую прогулку удастся повторить – и руками прикоснуться к творению Михаила Ильича Евдокимова-Рокотовского более, чем вековой давности, — отметил журналист.

Фото предоставлены Отделом искусственных сооружений и транспортной безопасности ФКУ «Сибуправтодор», Дмитрием Кречетовым

Раздел: Общество
Темы: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

thirty nine + = forty one