Семья Котеля и Ерзылевых особенна тем, что в ней абсолютно все – творческие люди. Аурика Котеля – режиссер-постановщик массовых праздников, Олег Ерзылев – звукорежиссер.

Супруги всю жизнь беззаветно служат культуре, создают феерические праздники и дарят людям яркие эмоции. Старший сын Аурики Павловны Артур закончил Московский Государственный институт культуры и искусств (кафедра эстрадно-джазового пения), имеет диплом преподавателя вокала, участвовал в различных международных проектах. А младший Леонард в «Родине» занимается сразу в нескольких творческих коллективах: поет и играет в театре, блистает на сцене в эстрадных номерах и мюзиклах, ведёт праздничные мероприятия.

Сегодня Аурика Павловна рассказала нам о поиске идей для праздничных программ и вдохновении, о сверхзадачах, которые она ставит перед своей творческой командой, а также о своих близких, которые, как и она сама, не мыслят себе жизни без творчества. 

 С праздником по жизни

У каждого человека есть свое призвание. И с этим Аурике Котеля повезло: она с детства знала, чем хочет заниматься. Девушка еще в школе-интернате без помощи взрослых ставила спектакли, школьные праздники и мероприятия. Ей безумно нравилось организовывать вечера, писать сценарии, и она решила связать свою жизнь с профессией режиссера. Поэтому после школы Аурика пришла в ДК «Родина», устроилась секретарем и на полставки режиссером. Параллельно училась на режиссерском отделении Барнаульского института культуры и искусств (заочно). Профессионализм нарабатывала с годами… Большой опыт приобрела, когда в школе №3 «Пеликан» преподавала театр и возглавляла лабораторию дополнительного образования. И снова вернулась в «Родину», уже не одна.

– Мы с Олегом Сергеевичем познакомились в процессе творческой деятельности. А в «Родине» у нас была свадьба. Мы приехали во дворец в карете. Нас встречали все сотрудники дворца. Нас зарегистрировали, и мы весело, красиво и душевно отметили рождение нашей семьи. И вот уже около 20 лет мы работаем в этом учреждении вместе. Наш сын вырос в «Родине». В общей сложности у меня за плечами 37 лет творческой деятельности. И всегда она была связана с режиссурой массовых праздников.

«Смотри, какая красота!»

У режиссера театрализованных праздников – особая миссия, считает Аурика Котеля. Он как полководец на поле битвы, должен обладать нестандартным образным мышлением, авторской позицией и осознавать свою ответственность перед зрителем.

Как рождаются программы и номера? Откуда берутся идеи для постановок? По этому поводу Аурика Павловна признается: иногда сидишь и думаешь, что уже все давно использовано, и ни одной новой мысли в голове. А потом вдруг звучит какая-то песня. Словно снисходит озарение, искра Божья. И понеслось…

Так у меня недавно родился прекрасный номер… Руководитель агентства «Праздничный переполох» Татьяна подарила «Родине» 26 красивейших свадебных платьев. Я стою, смотрю на них и думаю: какой бы придумать красивый номер? Извелась уже. И тут ко мне подходит хореограф Ирина Королева, дает послушать песню Зары «Во имя любви». И я себе сразу картинку в голове нарисовала, как дамы в белых платьях танцуют (олицетворяя доброту, чистоту и красоту…). И мы ее обязательно сделаем к Дню города вместе с хореографами!

Конечно, составляющих успешной программы много. И современному зрителю очень трудно угодить. Поэтому режиссер, организуя действо на сцене, использует все современные возможности и технические эффекты дворца: свет, экраны, сетку-экран, музыку, костюмы. Но все это по большому счету работает на то, чтобы выразить главную идею события, донести до зрителей какую-то мысль, вызвать яркие эмоции, убеждена Аурика Павловна.

–  Моя цель: создавать, творить, отдавать и наполнять. Кроме того, мы стараемся нести людям новые знания, заставляем их задуматься, дать оценку тому или иному событию. Вот дети пришли на 9 мая на праздник, услышали новые факты истории, посмотрели кадры хроники. И больше узнали о событиях, о которых мы вспоминаем… И если люди почувствовали посыл, обращенный к ним, если у кого-то мурашки по коже или ком в горле, значит, мы достучались до их сердец, достигли того, к чему стремились.

К примеру, пролог на 8 марта пролог со светящимися шарами «Женщина – музыка, женщина – свет». Почему женщина – музыка, женщина – свет? Потому что она рождает ребенка, который появляется на этот свет. Потому что она – образ красоты и изящества, которая излучает свет. Нашла стихотворение, немного его подредактировала, добавили музыку Вивальди, затем прекрасных танцующих девушек, и получилась красота! И я надеюсь, что эта композиция вызвала в зрителях лучшие чувства. Пусть мы не можем за один раз поменять человека на другого, но сподвигнуть их на хорошие поступки – да. Может быть, какой-то мужчина побывал на празднике, потом купил букет цветов и подарил своей спутнице или маме.

«Как будто в Москве побывали!»

Работа над праздничной программой – это всегда сложный, порой мучительный процесс, рассказала Аурика Павловна. Вот собираются в зале режиссер и технические специалисты. Режиссер ставит задачи.

– И мы начинаем делать пролог. Пробуем, но мне все не нравится. Я прошу: давайте попробуем по-другому. И мы пробуем, меняем, переставляем, пока не получится результат, которого я жду. Конечно, ребята возмущаются. Я порой требую невозможного, а порой надо соединить несоединимое. Но Руслан Басов, Евгений Сунцов и Олег Ерзылев – тоже большие профессионалы, люди талантливые. И поэтому любой праздник – это командная работа и заслуга абсолютно всех: и художника, и костюмера, и рабочего сцены. И когда все получается, мы получаем истинное удовольствие. Например, когда все закончилось, а люди остаются сидеть в зале. Или после пролога выходит Глава города на сцену и делится впечатлениями: «Я как будто в Москве побывал!».

На нашу просьбу вспомнить самую успешную постановку в ДК «Родина», Аурика Котеля улыбается: «Я такой человек, что почти всегда недовольна результатом». Однако прошлый юбилей ДК «Родина», на ее взгляд, удался.

– Или взять праздник на большой сцене, посвященный Дню Победы. Когда вышел «Бессмертный полк», ребята со штандартами прошли через всю сцене, они шли и шли, и этой колонне не было конца, вышли в зал и заполнили все проходы. Люди вставали, плакали. И затем все вместе: и «Бессмертный полк», и участники, и зрители – запели «День Победы» со слезами на глазах. И мы за кулисами тоже плакали…

Каково это – работать вместе?

Аурика Котеля и Олег Ерзылев рассказали, что профессиональная деятельность и личная жизнь у них неразрывно связаны и переплетены. Они создают один творческий продукт. И каждый вносит в него свой значимый вклад.

– Олег Ерзылев – звукорежиссер. Он отвечает за весь звук в целом. Допустим, я нахожу какую-то песню, и надо сделать минусовку. Да еще такую, как мне нужно, и приходится переделывать. От него зависит очень многое. Все звуковые дорожки, подложки, спецэффекты и правильно подобранные фонограммы добавляют красоту того или иного зрелища.  Допустим, здесь нужно, чтобы звучала бомбежка, здесь – часы или свист соловья. И поэтому он всегда присутствует на прогонах. Кроме того, делает фотограммы плюс. Например, когда хор поет. И тогда он пишет по одному человеку – а их 50 человек. Каждый вокалист может ошибаться, приходится перезаписывать. И он сидит, всех дотягивает, все 50 дорожек сводит. Так что бывает, что работает до двух часов ночи. И дома творческий процесс не прекращается. Я прошу мужа: «Найди мне это». Он мне предлагает: «Послушай, как я сделал». Получается, то, что мы работаем в одном учреждении, нам помогает решать поставленные задачи и укрепляет отношения. Это удобно, и время экономится. Наши кабинеты на одном этаже. Я что-то придумала, захожу к мужу: «А эту вещь мы сможем так сделать?». Тут же осудили с хореографами, вокалистами. И сын здесь рядом. Закончили работу и занятия – и вместе поехали домой.

Супруги по характеру – совершенно разные люди. Аурика Павловна – энергичная и эмоциональная, привыкла вести за собой, всех контролировать, Олег Сергеевич – спокойный и уравновешенный. Но не зря говорят, что противоположности сходятся.

– Вот мы и притянулись, а творчество нас соединило. Тем более что Олег – тоже творческая личность. Когда-то он организовал ансамбль «Сумерки», и музыканты успешно много лет выступали, собирая свою аудиторию, сейчас просто играет на гитаре. Имея техническое образование, освоил программы, которые используют для озвучивания программ. В итоге на работе мы дополняем друг друга. А все, что касается в жизни: что будем делать завтра, куда пойдем: конечно, на мне – я же режиссер, везде режиссер! И это не обсуждается. Но с мужем мы, конечно, советуемся. Потому что есть вопросы, в которых я ничего не понимаю: например, машина, компьютер – здесь он главный эксперт.

И когда Олега и Аурику спрашивают: «Считаете ли вы себя счастливыми людьми?», они однозначно отвечают: «Конечно!».

– На мой юбилей мы подготовили программу, которая так и называется «Разговор со счастьем». В ней муж так сердечно меня поздравил, нашел самые важные слова. Мы вместе с Олегом пели. Старший сын с внуками и младший сын тоже песни исполняли. Я считаю, нам повезло, что мы с Олегом встретились, что так судьба сложилась, у нас такой прекрасный сын. Представляете, мы все время вместе. У нас один интерес – творчество. Мы, конечно, можем поспорить по творческим моментам, в пух и прах разругаться. Но не надолго, и все равно найдем компромисс и придем к общему решению. 

Искусство обогащает личность

Леонард Ерзылев – долгожданный ребенок, который, можно сказать, вырос в «Родине». Здесь мальчик буквально сделал свои первые шаги. Во дворце он так и растет, идет по жизни. Как шутит Аурика Котеля, поскольку родители работают в «Родине», ему некуда было деваться: он все время рядом с ними, на сцене. Поет в студии популярной музыки «Город песен», играет в спектаклях в театре-студии «Гистрион», закончил с отличием любительское объединение «Детская хоровая музыкальная школа» по классу синтезатор.

Мы, как любые родители хотим, чтобы ребенок был занят. И естественно, Леонарду творческая жизнь нравится. Если бы ему не нравилось, никакими силами мы не смогли бы его завлечь в творчество, которым сами занимаемся. Даже если он свою судьбу не свяжет с искусством, зато будет образованным, разносторонним, культурным. Более того, творчество и искусство помогают в других областях жизни. И сын уже успел в этом убедиться. В этом году, закончив 9 класс, он сдавал экзамен по русскому языку. Тема сочинения была связана с искусством. И он написал про свой личный опыт, рассказал, что занимается в театре «Гистрион», как искусство обогащает и развивает его личность.

Аурика Павловна – строгая мама. В некоторых вопросах она принципиальна и категорична. Например, старается, чтобы сын меньше сидел за телефоном и компьютером. Но ведь она желает сыну добра, заботиться о его здоровье. И в целом родители в Леонарде души не чают, любуются им на сцене, гордятся его творческими достижениями, вдохновляют на новые победы. И мечтают об одном: чтобы он был здоров и счастлив.

Вот так и сложилось, что творческая семья Котеля и Ерзылевых живет и трудится внутри большой дружной семьи дворца культуры «Родина». В этой семье все живут по принципу: «Зажги других, сгорая сам». И глава этой семьи – Людмила Ивановна Чуркина, которая всегда поймет и поддержит. Ведь только так можно создать настоящее чудо, и праздник будет на высоте. Здесь все: от вахтера до директора «Родины» – работают на одно событие, работают профессионально и отдаются своему призванию целиком.

Аурика Павловна Котеля – большой мастер театрализованных постановок. Режиссер ДК «Родина» награждена знаком министерства культуры «За достижения в культуре», внесена в Золотую книгу культуры НСО в номинации «Верность призванию», ей присвоено звание «Почетный работник культуры НСО»
Темы: ,