В историко-художественном музее состоялась премьера пластилинового мультфильма от бердской студии «Дом» ДШИ «Весна». История о храбром, но очень юном герое, не оставила равнодушными ни взрослых, ни детей.
“Степан Сталинградович”, так называется мультфильм, был создан по мотивам одноименного рассказа Сергея Алексеева. Идея и реализация проекта принадлежит Анне Кафтановой и Марии Кругловой, которую воспитанники воплотили под руководством преподавателя Геннадия Домашонкина.
Мультфильм планировался к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, но всемирная пандемия внесла свои коррективы. Несмотря на это, премьера была приурочена к дате самой Сталинградской битвы, о которой и повествуется в мультфильме, а также ко Дню защитника отечества.
Сама студия анимации “Дом” радует бердчан своими работами с 2003 года. Педагоги занимаются с ребятами в ДХШ “Весна”, вы можете знать их работы: “Тульский пряник”, “Батарейный заяц”, “Вперед танкисты!”, “Смекалка”. Многие мультфильмы отмечены большим количеством наград всероссийских и международных конкурсов.
История о боевых витаминках
Их последний проект — “Степан Сталинградович”. Авторы признаются, что часть событий в мультфильме они придумывали сами, чтобы картина получилась более кинематографичной.
– Литературный рассказ это совсем иной жанр искусства, его трудно сравнивать с кинематографией. Переложить то, что написал автор на язык кино очень сложно, это нужно представить все в виде образов. Часто получается, что не хватает каких-то эпизодов, деталей, или не столь кинематографично выглядит. Поэтому мы дорабатываем литературные произведения, – объясняет Геннадий Домашонкин.
Сам мультфильм рассказывает зрителям об истории мальчика, который единственный, кто выжил из всего батальона, спас знамя и был найден другим отрядом под командованием генерала-лейтенанта Чайкова. Пожалуй, самым ярким моментом, который был лишь вскользь упомянут в рассказе, стала история о боевых витаминках. Степан нафантазировал, что в бомбах, которые попадали в суп, есть витаминки. Но повар умерил его фантазии, сказав, что вместо витаминок остались только минки.
Эта история заканчивается хорошо для всех. Степана отправляют в тыл, чтобы он был цел, но его боевые товарищи навсегда запомнят смелого парнишку, помогающего на кухне.
Сам мультфильм слеплен из пластилина и отснят в технике “стоп-моушен” в полуобъеме. Сложность техники съемки заключена в том, что на каждый кадр мультфильма приходится несколько микродвижений героя, чтобы картинка выглядела естественной. Полуобъем — способ, при котором героев картины снимают на стекле в хромакее, подгоняя фон и детали при монтаже мультфильма. Иван Карауланов, который занимался как раз монтажом проекта, рассказывал, что при монтаже доходило до 20 слоев.
В некоторых моментах использовалась ротоскопия. Этот прием анимации известен с 1914 года. Вначале необходимо отснять сцены с живыми актерами и декорациями, а после перенести в анимацию. В данном случае пластилиновую.
Стоит отметить, что мультфильм основывается на реальных исторических событиях и героях. Так, все фоны были нарисованы пластилином по фотографиям, а исторические личности — Иосиф Виссарионович и генерал-лейтенант Чайков — вылеплены по их портретам.
Чтобы придать героям реалистичности, авторы делают акцент на глазах. Зрачком выступают бусинки, смазанные вазелином для натурального блеска. С помощью отверстия в ней зрачок вращается, и зритель видит направление взгляда героя.
Аня и Маша рассказали, что одной из сложных частей работы было создание персонажей и их костюмов. У Чайкова, например, два образа: уличная шинель и униформа в помещении. У Степана образов больше. Каждый нужно было вылепить, продумать детали и править их в процессе съемки.
Что дальше? Сюрприз
Авторы фильма Анна Кафтанова и Мария Круглова рассказали, что на тему наткнулись внезапно.
– Сели за стол, полистали рассказы Сергея Алексеева. Подумали, что следующий год, 2020, будет юбилейным, как раз попадем под все конкурсы на военную тематику. Но, к сожалению, не успели из-за режима самоизоляция. Ждали, пока разрешат вновь выйти на очные встречи, и после этого смогли доделать мультфильм.
— Что было самым сложным?
— Все. Полгода мы только лепили героев и создавали локации, а все остальное время, около полутора лет, снимали.
— Почему пластилин?
— Это такой материал, который позволяет сделать очень многое. С помощью него можно и создавать объемные модели и фигурки, им же можем рисовать фоны и картины. Он и колоритный, и подчиняется нашим рукам, крайне живописный материал. Где-то можно создать фактуру, где-то проработать мелкие детали. Не с каждым материалом можно сделать подобное. Да, пластилин сложен в реализации. От светильника может поплыть, но в то же время быстро восстанавливается. Сложностей много, но он удобен.
У юных режиссеров много планов на будущее. Но это пока – сюрприз.
– Можем сказать, что это будет не такой серьезный сюжет. Что-то более легкое и воздушное, даже детское. Возможно, что будем использовать другой материал или же закупим профессиональный пластилин. В нем больше палитра цветов и он более стойкий.
Автор: Владислав Гаврилин
Фото из архива историко-художественного музея