Режиссер Наталья Солодухина отметила шестидесятилетие и творческий юбилей – 30 лет она руководит театром-студией «Гистрион» Дворца культуры «Родина». В год 85-летия Новосибирской области мы продолжаем рассказывать об уникальных людях, славящих наш регион своим трудом.
– Я подумала, что это прекрасный повод для того, чтобы собрать близких людей и поделиться своей радостью. Потому что если ты не делишься, то и радости нет. А я очень рада, что дожила до этого дня, что рядом со мной такие замечательные, талантливые, внимательные, душевные друзья и коллеги. Спасибо вам за то, что вы разделяли со мной радостные и непростые моменты моей жизни! – отметила Наталья Николаевна.
В жизни Натальи Солодухиной ТЕАТР занимает главное место. И каждый поворот ее судьбы вел к исполнению главной мечты: быть режиссером театра, в котором она вместе с детьми ищет ответы на важные вопросы жизни и занимается воспитанием души.
Сбылась ли Наташина мечта? По словам основателя «Гистриона» Александра Гребенкина, Наталья Николаевна уже много лет является огнем духовной силы, к которому тянутся молодые люди. На юбилее режиссер рассказала, в чем она видит свою миссию, главную цель театра и в целом нашего существования.
«В каждом спектакле – ощущение детства»
Наталья Солодухина родилась в 1962 году в Новосибирске. Это было невероятное время в истории страны – все было пропитано воздухом свободы. В 1967 году родители переехали в Бердск. По совету отца Наташа закончила Бердский электромеханический техникум. Начала свою трудовую деятельность в качестве молодого специалиста на БЭМЗе. Но очень скоро поняла, что завод – это не ее. И перешла в ДК «Родина» – уборщицей сцены. «Это судьба!» – уже потом скажет Наташа.
– В каждом нашем спектакле есть ощущение детства или воспоминание о детстве. И прежде, чем я буду говорить о театре, я хотела бы рассказать о семье. Потому что, если бы папа с мамой не встретились в клубе Октябрьской революции, я бы не стояла на этой сцене. Родители в силу занятости не сильно баловали нас вниманием. Брат бегал на море, я пыталась освоить музыкальное образование, играя на пианино. Но, конечно, папа и мама дали нам очень много любви, заботы и тепла. Мне повезло: благодаря маме, я щеголяла в платьях и брюках, сшитых по последней моде… Как жаль, что быстро пролетает время. Мы сами его торопим, живем от события к событию. И только потом понимаем: все, что было с нами до этого – детство и юность, и было счастье. И вся та жизнь, от которой так хотелось убежать: панцирные кровати и ковры на стене, это и есть часть меня.
На алтарь искусства была готова положить все
Почему Наталья пришла в театр? А где еще можно порассуждать о смысле жизни? Однажды услышала, что в «Родину» пришел новый молодой режиссер, и постучала в дверь на третьем этаже Дворца. Она еще не знала, что знакомство с этим человеком перевернет всю ее жизнь. Что он станет для нее Учителем, наставником, другом…
– Александр Гребенкин обучил нас не только актерскому мастерству и сценическому мастерству. Он научил нас открывать миры, замечать важное, быть чутким и честным, искренне радоваться и грустить, а еще пониманию того, что все мы люди – такие разные и далекие и вместе с тем похожие и близкие. Сейчас у молодежи есть интернет, а у нас был Александр Владимирович. Он знал все и был для нас всем. Я сыграла в спектакле «Повесть о хромой собаке» главную роль. И с этого дня начался мой путь в театре, с которого меня ничто не могло свернуть. Я на алтарь искусства была готова положить жизнь. Я все время пропадала в «Гистрионе» и несла из дома туда все, что могло пригодиться для создания образа, включая обрезы ткани, которые мама покупала по блату. Меня не остановил даже один случай, когда на спектакле в Томске прямо на сцене мне выбили зуб. Тем более что мне тогда повезло: томские врачи, используя передовую технологию, зуб вставили, и я с ним еще проходила восемь лет. Потому что чудеса меня сопровождают все время, когда я связана с театром. И в итоге у меня получилось все, к чему стремилась! «Гистрион» был экспериментальным, ведущим самодеятельным театром и гремел на всю область. Мы приходили, репетировали, пили чай, пели под гитару. Театр для нас был вторым домом. И я сыграла во всех легендарных спектаклях Александра Гребенкина. И даже пережила свою минуту славы. Я поехала поступать в Щукинское училище в Москву. 9 мая попала на Красную площадь: салют, огромная толпа людей. И вдруг слышу крик: «Девушка из Бердска!». Смотрю, догоняет парень: «Я вас знаю! Смотрел «Повесть о хромой собаке». Вот такой спектакль!». Представляете: надо было оказаться в Москве среди тысяч людей, чтобы встретиться с поклонником «Гистриона».
Я начала слушать и слышать детей
В «Гистрионе» Наталья Солодухина поняла, что театр – единственное место, где она могла быть собой. Здесь она приобрела самых близких и дорогих друзей, которые до сих пор с ней в радости и горести. Сюда после окончания Пермского института культуры пришла работать в качестве режиссера.
– Я пришла делать «гениальные» спектакли. Но была одна помеха – …дети. Один засыпал в сундуке, когда надо было выходить на сцену. Другой во время спектакля светил зеркальцем в зал, чтобы узнать, пришли ли мама с сестрой. Они приходили и лепетали что-то на каком-то своем непонятном языке, что-то рассказывали мне… И вдруг до моего сознания стали пробиваться их слова. Боже мой, у этого ребенка что-то случилось в школе, у другого какая-то радость или проблема. Я начала слушать детей и слышать их. Я поняла, театр – это сложный механизм, который заработает только в том случае, если все мы будем интересны друг другу. И так постепенно я росла вместе с коллективом, с воспитанниками, они учились у меня, а я училась у них. Мы друг друга изучали, прощали другу друг недостатки, издержки характера. И мне повезло, что ко мне приходили и приходят ребята такие же, как я, ищущие. И был период, когда в «Гистрионе» сложилась блестящая команда: пришли Оля Кондрашова и Наташа Проскурина. И я поняла, что только тогда, когда мы вместе, может получиться настоящее искусство и настоящее чудо.
Дети истосковались по нашей любви!
Спектакль «Наташина мечта», наверное, можно назвать самой яркой страницей творческой истории театра-студии «Гистрион». Спектакль получил высокую оценку профессионалов, а еще о нем сняли фильм.
Это дипломная работа режиссера и оператора Владислава Нарожнева, за которую он получил «пятерку». Владислав на протяжении всего года год был рядом с артистами: на репетициях в «Гистрионе»; на площадках новосибирских театров «Глобус» и «Красный факел», где бердчанам предоставили право выступить за победу в фестивалях; в женской колонии. Снимал эмоции артисток и реакцию зрителей; откровения режиссера, чья жизнь прошла в «Гистрионе» – ведь это фильм-портрет. Когда состоялась премьера, за двадцать минут фильма артисты и руководитель «Гистриона» прожили ещё раз эти волнительные и значимые события 45-го сезона театра «Гистрион».
– Я слушала эти истории про подростков, про детей. Задумываемся ли мы, что это дети, наши дети, которые истосковались по любви, по участию в их жизни? Даже в благополучной семье ребятам необходимо наше внимание, которым они обделены. Инфантильность, неразвитость души и рождает эту жестокость. И мы стыдливо отводим глаза, а ведь это такое бездонное дно, в которое даже заглянуть страшно. И нашим спектаклем мы хотим чуть-чуть закрыть эту пустоту. И у нас появляется надежда, что после таких разговоров хотя бы один человек остановится и задумается о тех, кому нужна их любовь, – говорит Наталья Николаевна во время одного из показов спектакля.
Главное – оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!
Наталья Солодухина 30 лет является режиссером «Гистриона», а в ДК «Родина» она провела почти 40 лет. Она к этому месту прикипела душой. Режиссер ходит в театр-студию не на работу, это ее ЖИЗНЬ. Наталья Солодухина принадлежит к поколению людей, которые пронесли через годы интерес к жизни и любовь к профессии. И поэтому остается интересной для ребят. И пока рядом с нашей молодежью будут такие люди – герои нашего времени, изо дня в день делающие свое дело, у нас есть будущее.
– Я остро ощущаю, что сегодня всем нам нужно отойти от шоу, от всего наносного, которое появилось в театре и жизни; что наступил период, когда нужно сбросить всю эту шелуху и повернуться к Человеку. Мне кажется, что надо просто душевно, глубоко чувствовать друг друга, чувствовать родную страну. Нужно гордиться теми людьми, которые посвятили себя любимому делу: врачами, учителями, инженерами, военными. Как сказал Александр Владимирович, нужно понуждать людей: на сострадание, соучастие, сопричастность, память. Вот люди отложили свои дела и пришли на мой юбилей. Отдали частичку своего тепла и внимания. И в мире стало чуть-чуть теплее и светлее. Для меня лучшей наградой было слышать поздравления выпускников, в которых они сказали, что я спасла кого-то, кого-то научила чему-то, для кого-то стала примером. В заключение я хотела бы обратиться к воспитанникам «Гистриона». Где бы вы не находились, что бы не происходило в вашей жизни, стране и мире, помните, цель у нас одна: оставаться Человеком. И поэтому я продолжают свою миссию как педагога, как режиссера, который в ответе за тех, кого приучил.
От всего сердца: “Чтоб не погас огонек желания служить людям”
В день юбилея в адрес режиссера театра-студии «Гистрион» Натальи Солодухиной звучали самые теплые и искренние слова и поздравления. Руководитель городского отдела культуры Оксана Мокриенко отметила, что каждый спектакль Натальи Николаевны – это чудо, которое дарит радость детям; в каждой постановке есть философский подтекст и диалог актеров со зрителем.
Директор ДК «Родина», почетный работник культуры НСО, депутат городского совета Людмила Чуркина считает, что Наталья Солодухина – настоящий патриот, уникальный человек, легендарная личность, она идет своим путем: «Спектакли, поставленные под ее руководством, несут в себе глубокий смысл. А время, проведенное детьми в театре, оставляет неизгладимый отпечаток на всю их жизнь».
По мнению заведующей отделом развития бердского музея Марины Янеевой, Наталья Солодухина – мирный воин, который стоит на страже добра, творчества, мира, справедливости, искусства и всего самого созидательного, что есть в жизни.
– У каждого человека есть какая-то своя личностная задача в этой жизни. Наталья Николаевна в одном месте много лет является огнем духовной силы, к которому тянутся молодые люди. Это колоссальнейшая задача, и она с ней успешно справляется, – подчеркнул в видеопоздравлении основатель театра «Гистрион», режиссер Театра «111» (Москва) Александр Гребенкин. – Дай Бог, Наталье Николаевне еще сил, чтобы она побольше приносила пользу всем нам. Желаю тебе, Наташа, успешных спектаклей. Спасибо за то, что ты была в нашем театре и продолжаешь развивать наш «Гистрион».
А воспитанники «Гистриона» разных поколений, многие из которых служат на театральных площадках страны, на встрече и в своих посланиях, в очередной раз признались своему наставнику в любви: «Наталья Николаевна, Вы так же, как когда-то Александр Гребенкин для вас, перевернули нашу жизнь, кардинально повлияли на наше мировоззрение. Вы раскрыли наш творческий потенциал, задали вектор в нашей жизни. Спасибо за то, что Вы есть в нашей жизни!».
Цитата: «С возрастом мне разонравилось мечтать. Я хочу быть сегодня, здесь и сейчас – жить настоящим, творить, создавать, воплощать, вдохновляться и вдохновлять, радоваться и любить!» – поделилась сокровенным Наталья Николаевна на встрече.
Акцент: Наталья Солодухина – Почетный работник культуры НСО, лауреат Золотой книги культуры Новосибирской области в номинации «Верность признанию». Театр «Гистрион» – единственный в Бердске, которому присвоено звание «Заслуженный коллектива народного творчества Российской Федерации». Таким высоким званием удостаивают ежегодно только один коллектив из региона, бердчане были пятыми в НСО.