В Международный День Музыки концерты прошли на многих сценах города и области. В этот день заявили о себе и талантливые преподаватели Бердской детской музыкальной школы, представившие концертную программу на площадке Малого зала Дома Учёных в Академгородке.
Молодые педагоги исполнили произведения, созданные композиторами давно ушедшей эпохи, которую принято называть Барокко. Это и утончённые арии из едва зародившегося тогда жанра оперы, и наивно-игривые песни, и жалобы-ламентации об утраченных возлюбленных – в них пышно расцветает особый эстетизм, куртуазность придворных отношений в великолепных итальянских палаццо позднего Ренессанса и следующего за ним чувственного напора и страсти Барокко.
Четыре представительницы прекрасного пола взяли на себя смелость поделиться своим ощущением этого, немного сказочного для нас, времени и передать наслаждение изящными мелодиями и гармониями. Как призналась автору инициатор концерта Лариса Торопчина, это была давно лелеемая мечта – попробовать собрать произведения такого жанра в одном концерте. Лариса – преподаватель вокала в школе. Вокруг неё собрались единомышленницы, которые также захотели поделиться со слушателями удовольствием общения с прекрасной музыкой: Людмила Почтарь (скрипка) и Анастасия Мирошник (сопрано). Всю программу поддержала своей тонкой, стилистически точной игрой Марина Зайцева (рояль), прекрасный аккомпаниатор, чувствующий все нюансы душевных и исполнительских движений солистов.
В концерте звучали не только вокальные, но и инструментальные произведения: скрипичные Жига итальянского композитора рубежа 17-18 в.в., виолончелиста Э.Ф. Далль Абако и Гавот и Мюзет французского композитора Люлли, известного, кстати, тем, что впервые стал использовать дирижёрский жезл. Это был довольно тяжёлый предмет, которым композитор отбивал такт для оркестра при французском дворе. Пьеса представляет собой собственно Гавот, который Люлли превратил из крестьянского танца во вполне придворный, грациозный и жеманный, а в середине контрастом звучит Мюзет – пасторальная вставочка, словно наигрыш на примитивном гобое, сельской дудке. Эти тембровые контрасты вполне удались исполнительнице, что придало привлекательность звучанию пьесы.
Анастасия Мирошник буквально украсила концерт своим сценическим образом, свежестью немного застенчивого звучания своего лирического сопрано, которому оказались под силу очень непростые фиоритуры арий Вивальди и Перголези, а также ламенто из оперы Паизиелло Прекрасная Мельничиха.
Лариса Торопчина не только исполнила конферанс всего концерта, знакомя слушателей со знакомыми и неизвестными именами авторов музыки, но и создала атмосферу концерта, исполнив большую часть всех номеров. Её сильное, звучное сопрано передавало множество настроений, артистично меняясь от образа к образу.
Выбранные для концерта произведения отличает одна особенность: они все характерны так называемой камерностью звучания, то есть предназначены для небольшой аудитории одной комнаты или салона. Многие из них можно отнести к раннему барокко, в котором чувства и устремления персонажей ещё нежны и сдержанны, героические устремления и звуковая мощь – ещё не их стихия. В этом соседстве органично прозвучали и две из трёх знаменитых Аве Мария – итальянца Каччини и Баха-Гуно, где во второй – на Первую прелюдию из 1-го тома Хорошо Темперированного Клавира И. С. Баха французский композитор Шарль Гуно наложил вычлененную из неё же партию верхнего голоса, добавив слова знаменитой католической молитвы.
Хочется поздравить участниц этого прекрасного действа с воплощением их мечты – исполнить на публике любимые произведения. Концерт, безусловно, удался. Мы ждём новых программ от талантливых музыкантов.
Ольга Красикова
Фото Freepik.com