Если строительство буксует на муниципальном уровне, власти региона должны оказать помощь, убеждены депутаты комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.
Депутаты комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности депутаты заслушали отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в рамках реализации региональных проектов в 2022-2023 годах и за текущий период 2024 года.
Как сообщил аудитор КСП Василий Круковский, в указанный период при участии Минстроя Новосибирской области реализовывалось 9 региональных проектов в части строительства, реконструкции 156 объектов в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и дорожного хозяйства. В 2022 году профинансировано 11 815 млн руб., исполнение составило 82,7 %. В 2023 году – 9 931,3 млн руб., исполнение составило 73,3 %. В 2024 году (на 01.09.) – 4 168,4 млн руб., исполнение составило 40,4 %.
Наибольший объем средств в 2022–2024 годах направлен на реализацию региональных проектов «Современная школа» (9 367,2 млн руб.), «Спорт – норма жизни» (6 662,2 млн руб.), «Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области» (6 398,9 млн руб.).
Василий Круковский констатировал: неисполнение обусловлено несвоевременным и ненадлежащим выполнением работ, нарушениями и отступлениями от требований ПСД, несостоявшимися торгами, переносом сроков строительства, отсутствием на рынке необходимого оборудования, а также незавершением расчетов по контрактам.
Комментируя отчет КСП, заместитель министра строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов отметил важность вопроса по срокам передачи капитальных вложений от УКСа застройщикам. Сейчас эти сроки доходят до года. Замминистра сообщил, что Министерством подготовлен проект постановления Правительства о сроках передачи, о протоколах разногласий. «Однако пока нам видится эта передача не в рамках какого-то распорядительного акта, а в рамках дорожной карты», – заметил Дмитрий Тимонов.
Заместитель председателя комитета Сергей Кальченко подчеркнул остроту проблемы с длительным сроком между вводом объекта в эксплуатацию и передачей в собственность района. Депутат напомнил случай, когда школа была введена в эксплуатацию в декабре, а передана муниципалитету только в ноябре следующего года. «Не успели даже к началу учебного года, – не сдержал эмоций парламентарий. – И я не думаю, что район не был заинтересован в ускорении передачи».
Заместитель председателя комитета Дмитрий Франчук озвучил решение комитета: рекомендовать Министерству строительства Новосибирской области: в целях финансовой экономии и сокращения сроков строительства использовать в приоритетном порядке типовую проектную документацию объектов капитального строительства; совместно с департаментом имущества и земельных отношений НСО проработать вопрос о сокращении сроков передачи построенных (реконструированных) объектов капитального строительства в муниципальную собственность; установить порядок взаимодействия ГКУ НСО «Управление капитального строительства» с органами местного самоуправления муниципальных образований региона при проектировании, строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства за счет средств областного бюджета.
«Мы рассматриваем неосвоение бюджетных средств в рамках программы реализации национальных проектов и наших региональных проектов с тем, чтобы на будущее уменьшить эти объемы. Качество работ подрядчика, подготовка проектно-сметной документации и качество подготовки земли – это системные проблемы, – сказала, комментируя принятое решение, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко. – Там, где не получается у муниципалитетов, Правительство должно включаться полностью, а не ограничиваться проведением обучающих семинаров. У Минстроя для этого есть определённый ресурс. Я имею в виду проектное бюро, которое было создано как раз для помощи в разработке проектной документации, а также управление капитального строительства, обладающее необходимыми компетенциями. Они должны вмешиваться непосредственно в процесс, когда речь идёт о крупных проектах, о проектах, значимым для наших избирателей. Необходимо усилить работу Министерства строительства в качестве координатора, то есть помогать и муниципалитетам, и заказчикам».
Вице-спикер подчеркнула важность парламентского контроля: «Как связующее звено депутаты продолжат выполнять здесь контролирующие и представительские функции».