Бердчане вспоминают легендарного Народного учителя Ивана Васильева

Совет ветеранов работников образования города Бердска совместно с газетой «Бердские новости» реализуют проект «Час памяти». В течение года педагоги проведут ряд встреч, на которых вспомнят своих коллег, чьи имена вошли в историю образования города. Это педагоги с большой буквы, которые оставили о себе добрую славу и результаты значимых дел. Кроме того, в рамках проекта будут чествовать учителей, которые и сегодня могут поделиться педагогическим опытом и житейской мудростью. Встречи проводит председатель совета ветеранов Елизавета Егорова, на первой присутствовал депутат ЗакСобрания НСО Валерий Бадьин.

Народный учитель создал атмосферу созидания

Иван Никитич Васильев – настоящая легенда бердского образования. Он был одним из 39 работников образования города, которые, пройдя испытание Великой Отечественной войной, пришли работать в школу. О нем вспоминают как о Народном учителе, о руководителе, который пользовался непререкаемым авторитетом и любовью педагогического сообщества. Иван Васильев работал в Бердске заведующим городского отдела народного образования с 1968 по 1985 годы.  В январе исполнилось 100 лет со дня его рождения.

В 17 лет познал азы педагогики

Иван Васильев родился 18 января 1923 года в селе Ильинка Доволенского района НСО в крестьянской семье. Отец Васильев Никита Павлович погиб на пограничной заставе при исполнении служебных обязанностей по защите Родины. Мать Толмачёва Евгения Никоноровна воспитала пятерых детей. Детство Ивана Васильева прошло в тяжелые годы коллективизации. Семья пережила засуху и голод.  

– 1932 год. Страшная засуха. Съели всю лебеду. В колхозный амбар завезли початки кукурузы, и я вместе с другими лазил под этот амбар. Там через щель в полу вытаскивали початки, – вспоминал Васильев в своей автобиографии. – 1935 год. С этого лета я каждое год работал во время сенокоса. Возил копна, грёб, копнил вместе с подростками из интерната при школе. Частенько ездил на быках, отвозил молоко на молоканку и привозил для свиней и телят.

В октябре 1939 года по призыву Доволенского РК ВКПб и РК ВЛКСМ, в составе всего девятого класса, Иван Васильев пошёл на месячные курсы учителей начальных классов.

– 5 ноября после окончания месячных курсов я был назначен учителем в Москвинку. Когда приехал на посланной за учителем подводе и явился пред очи родных, то первым вопросом был: «А где учитель?». Услышав в ответ, что учителем являюсь я, тётка воскликнула: «Боже мой, Ваня! Ты даже волосы не отрастил!». Я был стрижен под машинку. Так с 5 ноября 1939 года на 17-ом году жизни началась моя учительская трудовая жизнь.

Рвался на фронт: вдруг закончится без него…

Через год Иван Никитич стал заведующим Ново-Травинской, а затем Пустынно-Смородинской начальной школы. Окончил второй курс Куйбышевского педагогического училища и обучал грамоте будущих призывников Красной Армии.

Откуда такое упорное стремление к педагогике? Возможно, хорошим личным примером был его отчим В.Я. Толмачёв, который возглавлял в районе Общество «Долой неграмотность!»: он ездил по деревням, организовывал процесс обучения и брал с собой Ивана.

Когда началась Великая Отечественная война, Иван Васильев рвался на фронт, «боялся», что всё закончится без него. Наконец, в январе 1942 года доброволец получил направление в Ярославское военно-интендантское училище.

– Через месяц вместе с другими курсантами был откомандирован в находящийся на формировании 872-й стрелковый полк, в котором в качестве заместителя политрука и комсорга роты участвовал в боях за Родину в Великой Отечественной войне на Северо-Западном фронте с апреля 1942 года.

Ветеран войны Иван Васильев награжден Орденами «Трудового Красного Знамени», Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией»

Иван Васильев был тяжело ранен, но после лечения вновь встал в строй. Воевал стрелком-радистом в составе 22-го гвардейского авиаполка 4-й гвардейской авиадивизии дальнего действия. После второго ранения служил в батальоне аэродромного обслуживания. В октябре 1944 года демобилизован из рядов Советской Армии по причине ранений.

Надел учитель ордена

После войны Иван Васильев работал в Доволенском районе преподавателем, директором семилетней и средней школы, заведующим районо.  В 1953 году окончил НГПУ. В 1966 году переведён в Бердск.

«Иван Никитич был умелым, ответственным руководителем. В решении вопросов проявлял деловитость, оперативность, настойчивость, поддерживал инициативу. При Васильеве были открыты три школы – №5, 6, 12, введены современные учебные здания для школ №1, 4, 8, детский сад №25, расширены учебные площади в школах №9, №10. В освободившихся зданиях открылись станция юных техников, учебно-производственный комбинат, Дом работников просвещения. Он включил в перспективный план развития города строительство других школ и детских учреждений, поэтому и после его выхода на пенсию город продолжал ими прирастать», – сказано в характеристике о легендарном руководителе. А вот что вспоминают об Иване Никитиче педагоги, которым довелось с ним трудиться, и его близкие.

Наставник, достойный мемориальной доски

Людмила Булгакова в середине 70-х годов работала инспектором гороно, председателем горкома профсоюза работников просвещения под руководством Ивана Васильева. Людмила Алексеевна говорит «спасибо» судьбе за этот подарок.

– Иван Никитич – человек высшей целесообразности, цельная и неординарная личность, фронтовик, профессионал своего дела. Он принимал грамотные управленческие решения, выстраивая деловые отношения с вышестоящими структурами власти, руководителями предприятий города. С его мнением считались директора БЭМЗа, радиозавода, химзавода. Благодаря этому сотрудничеству город пополнился зданиями школ и детских садов на микрорайонах. За всеми учреждениями были закреплены шефы. Для оздоровления учительства на базе школы №4 в Новом поселке был организован профилакторий. И не только учителя Бердска оздоравливались в Речкуновском санатории. В здании бывшей школы №1 открылся Дом учителя.

Его личные качества: доброжелательность, трудолюбие, порядочность, честность в оценке труда создавали атмосферу созидания. Педколлектив был одной семьей, нравственным ядром которого были фронтовики и директора школ. В их числе: Герман Иванович и Екатерина Павловна Рассказовы, Валерия Степанович и Вера Васильевна Солдатовы, Павел Иванович и Нонна Афанасьевна (зав.профилакторием) Цветковы, Иван Васильевич Бова, Прасковья Павловна Кириллина, Михаил Анисимович Судниченко, Иван Яковлевич Полянских, Степан Егорович Заворуй.

Учительский коллектив города работал в инновационном режиме. И в каждом учебном заведении была своя изюминка. Наши учителя всегда были востребованы на областных методических форумах.  Для меня Иван Никитич был наставником. Наверное, выражу общее мнение о том, что нужно установить мемориальную доску в память и благодарность этому замечательному человеку – Народному учителю.

Мыслил стратегически, воплощал идеи в жизнь

Тамара Сенник в 70-е годы работала учителем немецкого и французского, была заместителем директора школы №5, Иваном Никитичем была приглашена в гороно специалистом, а потом его возглавила, руководила школой №2. По мнению Тамары Трофимовны, 70-80-ые годы – это было замечательное, счастливое время. В государстве, ориентированном на социальную сферу, все было на подъеме, большой вклад в экономику города вносили три градостроительных предприятия. Уровень бердского образования был очень высок. Конечно, были некоторые проблемы в системе образования. Однако благодаря высокому профессионализму и большому опыту Ивана Никитича, удалось эти проблемы решить и дальше успешно развивать сферу образования.

– По инициативе Ивана Никитича было принято на уровне горкома партии и исполкома постановление о закреплении за всеми школами города шефствующих предприятий. Дело в том, что материальная база школ, построенных крупными заводами, за счет их вложений, была значительно лучше тех, которые находились в ведомстве города. Конечно, и раньше  предприятия старались помочь учреждениям, но теперь эта система была введена официально. Вынашивали эту идею долго. Заведующий гороно Васильев предпринял несколько попыток и в конце концов сумел убедить руководство, что это необходимо. И таким образом материальная база всех школ выровнялась, и это в свою очередь дало возможность реализовать задачу, поставленную государством: развивать кабинетную систему в школах.

В это время пристальное внимание уделяется профориентации. Нужно было ориентировать выпускников не только на вузы, но и на рабочие специальности, которые востребованы в нашем городе. По предложению Ивана Никитича, в Бердске создается учебно-производственный комбинат. Поскольку у БЭМЗа и химзавода уже были подведомственные профессиональные заведения, то УПК курирует радиозавод. Разработали четкую систему: составили график, оборудовали рабочие места, привлекли наставников. На этой базе учащиеся школ получали свои первые производственные навыки. Заведующий гороно также доказал в области необходимость строительства новых дошкольных учреждений по линии гороно. Усиление системы воспитательной работы – тоже результат деятельности Васильева. По его инициативе проводились два городских педсовета: в августе подводили итоги учебной деятельности, а в январе – воспитательной работы.

Цель нашего проекта: на примере лучших представителей нашей профессии показать, как беззаветно они служили высоким идеалам просвещения, как много полезного сделали для города, – убеждены ветераны педагогического труда.

Все лучшее в нас от родителей и учителей

Нина Ивановна Васильева – дочь Ивана Никитича Васильева, вспоминает отца с любовью и благодарностью. Бердчанка рассказала: несмотря на то, что отец занимал большой пост, дома он не был ни был заведующим гороно, ни даже учителем. Дома он был садоводом-любителем, отцом и мужем, хозяйственным, деятельным, энергичным.

– Когда ты воспитан в семье педагогов, то процесс воспитания происходит сам собой: родители работали, мы учились. Нас очень рано приучали к самостоятельности: у нас с братом были обязанности – прополоть огород, убрать в доме. Помню, когда я была маленькая, в няньках у меня была… овчарка. Помню, мы жили в Довольном, дом освещали керосиновыми лампами; и когда родители уходили вечером на педсовет, нас предупреждали: если загорится, накинуть на нее одеяло. Однажды я запустила предмет химию, родители посадили за учебник и заставили его проштудировать. То есть, нас научили учиться, с книгой работать. Когда папа ездил в Новосибирск в командировки, всегда привозил книги, конструкторы, задачники, которые мы между делом решали. Может быть, поэтому я сначала решила поступать на физмат. Но проучившись одну сессию, я поняла, что это не мое, окончила консерваторию и всю жизнь проработала в Бердской музыкальной школе им. Свиридова. И папа при этом никогда не настаивал, не внушал, был лояльным и демократичным, всегда давал нам полную свободу, даже в выборе профессии.

Про отца говорят, что он легендарный человек, а мне кажется, что он просто делал свое дело. Безусловно, авторитет его базировался на том, что он фронтовик, а опыт нарабатывался на каждом этапе профессионального пути. В нашей семье не принято было говорить слов любви, но нежность, уважение и любовь к детям чувствовалась во всем. Меня часто спрашивают: «Что мне передалось от отца?». Наверное, все: отношение к жизни, к профессии, доброта в сочетании с честностью, прямолинейностью и справедливостью, работоспособность и организованность. Мама говорила, что у меня от папы способности, а от нее – усидчивость и старание. Говорят, что все лучшее, что становится частью нашей личности – это от наших родителей и учителей.  И в этом смысле мне очень повезло.

Заведующий гороно с коллегами

Наталия Захарова

Последние новости

Стало известно, когда в Бердске завершат отопительный сезон

Вопрос с завершением отопительного сезона давно беспокоит горожан – многие жалуются, что в квартирах в…

28.04.2025

Свидетелем того, как самокатчик сбил ребенка, стал глава Бердска

Свидетелем того, как несовершеннолетний самокатчик сбил ребенка, стал глава Бердска Семен Лапицкий. По его словам,…

28.04.2025

Александр Покрышкин рассказал о себе жителям НСО с помощью искусственного интеллекта

Анимацию легендарного советского аса, первого Трижды Героя Советского Союза и маршала авиации, выполнили организаторы проекта…

28.04.2025

В Бердске продолжается акция «Дед – Герой! Внук – Герой!»

Акция «Дед - Герой! Внук - Герой!» посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. И…

28.04.2025

МегаФон в Новосибирске возглавил новый топ-менеджер

На должность директора Новосибирского отделения оператора назначен Дмитрий Оловянников. Ранее Дмитрий занимал аналогичную позицию в…

28.04.2025

В Бердске на конкурсе дети прикоснулись к памяти поэтической строкой

В школе № 3 «Пеликан» прошел шестой городской конкурс «Мы о войне стихами говорим», посвящённый…

27.04.2025