Новости

Бердчане вспоминают легендарного Народного учителя Ивана Васильева

Кратко

Иван Никитич Васильев – настоящая легенда бердского образования. Он был одним из 39 работников образования города, которые, пройдя испытание Великой Отечественной войной, пришли работать в школу. О нем вспоминают как о Народном учителе, о руководителе, который пользовался непререкаемым авторитетом и любовью педагогического сообщества.

Совет ветеранов работников образования города Бердска совместно с газетой «Бердские новости» реализуют проект «Час памяти». В течение года педагоги проведут ряд встреч, на которых вспомнят своих коллег, чьи имена вошли в историю образования города. Это педагоги с большой буквы, которые оставили о себе добрую славу и результаты значимых дел. Кроме того, в рамках проекта будут чествовать учителей, которые и сегодня могут поделиться педагогическим опытом и житейской мудростью. Встречи проводит председатель совета ветеранов Елизавета Егорова, на первой присутствовал депутат ЗакСобрания НСО Валерий Бадьин.

Народный учитель создал атмосферу созидания

Иван Никитич Васильев – настоящая легенда бердского образования. Он был одним из 39 работников образования города, которые, пройдя испытание Великой Отечественной войной, пришли работать в школу. О нем вспоминают как о Народном учителе, о руководителе, который пользовался непререкаемым авторитетом и любовью педагогического сообщества. Иван Васильев работал в Бердске заведующим городского отдела народного образования с 1968 по 1985 годы.  В январе исполнилось 100 лет со дня его рождения.

В 17 лет познал азы педагогики

Иван Васильев родился 18 января 1923 года в селе Ильинка Доволенского района НСО в крестьянской семье. Отец Васильев Никита Павлович погиб на пограничной заставе при исполнении служебных обязанностей по защите Родины. Мать Толмачёва Евгения Никоноровна воспитала пятерых детей. Детство Ивана Васильева прошло в тяжелые годы коллективизации. Семья пережила засуху и голод.  

— 1932 год. Страшная засуха. Съели всю лебеду. В колхозный амбар завезли початки кукурузы, и я вместе с другими лазил под этот амбар. Там через щель в полу вытаскивали початки, — вспоминал Васильев в своей автобиографии. — 1935 год. С этого лета я каждое год работал во время сенокоса. Возил копна, грёб, копнил вместе с подростками из интерната при школе. Частенько ездил на быках, отвозил молоко на молоканку и привозил для свиней и телят.

В октябре 1939 года по призыву Доволенского РК ВКПб и РК ВЛКСМ, в составе всего девятого класса, Иван Васильев пошёл на месячные курсы учителей начальных классов.

— 5 ноября после окончания месячных курсов я был назначен учителем в Москвинку. Когда приехал на посланной за учителем подводе и явился пред очи родных, то первым вопросом был: «А где учитель?». Услышав в ответ, что учителем являюсь я, тётка воскликнула: «Боже мой, Ваня! Ты даже волосы не отрастил!». Я был стрижен под машинку. Так с 5 ноября 1939 года на 17-ом году жизни началась моя учительская трудовая жизнь.

Рвался на фронт: вдруг закончится без него…

Через год Иван Никитич стал заведующим Ново-Травинской, а затем Пустынно-Смородинской начальной школы. Окончил второй курс Куйбышевского педагогического училища и обучал грамоте будущих призывников Красной Армии.

Откуда такое упорное стремление к педагогике? Возможно, хорошим личным примером был его отчим В.Я. Толмачёв, который возглавлял в районе Общество «Долой неграмотность!»: он ездил по деревням, организовывал процесс обучения и брал с собой Ивана.

Когда началась Великая Отечественная война, Иван Васильев рвался на фронт, «боялся», что всё закончится без него. Наконец, в январе 1942 года доброволец получил направление в Ярославское военно-интендантское училище.

— Через месяц вместе с другими курсантами был откомандирован в находящийся на формировании 872-й стрелковый полк, в котором в качестве заместителя политрука и комсорга роты участвовал в боях за Родину в Великой Отечественной войне на Северо-Западном фронте с апреля 1942 года.

Ветеран войны Иван Васильев награжден Орденами «Трудового Красного Знамени», Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией»

Иван Васильев был тяжело ранен, но после лечения вновь встал в строй. Воевал стрелком-радистом в составе 22-го гвардейского авиаполка 4-й гвардейской авиадивизии дальнего действия. После второго ранения служил в батальоне аэродромного обслуживания. В октябре 1944 года демобилизован из рядов Советской Армии по причине ранений.

Надел учитель ордена

После войны Иван Васильев работал в Доволенском районе преподавателем, директором семилетней и средней школы, заведующим районо.  В 1953 году окончил НГПУ. В 1966 году переведён в Бердск.

«Иван Никитич был умелым, ответственным руководителем. В решении вопросов проявлял деловитость, оперативность, настойчивость, поддерживал инициативу. При Васильеве были открыты три школы — №5, 6, 12, введены современные учебные здания для школ №1, 4, 8, детский сад №25, расширены учебные площади в школах №9, №10. В освободившихся зданиях открылись станция юных техников, учебно-производственный комбинат, Дом работников просвещения. Он включил в перспективный план развития города строительство других школ и детских учреждений, поэтому и после его выхода на пенсию город продолжал ими прирастать», — сказано в характеристике о легендарном руководителе. А вот что вспоминают об Иване Никитиче педагоги, которым довелось с ним трудиться, и его близкие.

Наставник, достойный мемориальной доски

Людмила Булгакова в середине 70-х годов работала инспектором гороно, председателем горкома профсоюза работников просвещения под руководством Ивана Васильева. Людмила Алексеевна говорит «спасибо» судьбе за этот подарок.

— Иван Никитич — человек высшей целесообразности, цельная и неординарная личность, фронтовик, профессионал своего дела. Он принимал грамотные управленческие решения, выстраивая деловые отношения с вышестоящими структурами власти, руководителями предприятий города. С его мнением считались директора БЭМЗа, радиозавода, химзавода. Благодаря этому сотрудничеству город пополнился зданиями школ и детских садов на микрорайонах. За всеми учреждениями были закреплены шефы. Для оздоровления учительства на базе школы №4 в Новом поселке был организован профилакторий. И не только учителя Бердска оздоравливались в Речкуновском санатории. В здании бывшей школы №1 открылся Дом учителя.

Его личные качества: доброжелательность, трудолюбие, порядочность, честность в оценке труда создавали атмосферу созидания. Педколлектив был одной семьей, нравственным ядром которого были фронтовики и директора школ. В их числе: Герман Иванович и Екатерина Павловна Рассказовы, Валерия Степанович и Вера Васильевна Солдатовы, Павел Иванович и Нонна Афанасьевна (зав.профилакторием) Цветковы, Иван Васильевич Бова, Прасковья Павловна Кириллина, Михаил Анисимович Судниченко, Иван Яковлевич Полянских, Степан Егорович Заворуй.

Учительский коллектив города работал в инновационном режиме. И в каждом учебном заведении была своя изюминка. Наши учителя всегда были востребованы на областных методических форумах.  Для меня Иван Никитич был наставником. Наверное, выражу общее мнение о том, что нужно установить мемориальную доску в память и благодарность этому замечательному человеку – Народному учителю.

Мыслил стратегически, воплощал идеи в жизнь

Тамара Сенник в 70-е годы работала учителем немецкого и французского, была заместителем директора школы №5, Иваном Никитичем была приглашена в гороно специалистом, а потом его возглавила, руководила школой №2. По мнению Тамары Трофимовны, 70-80-ые годы – это было замечательное, счастливое время. В государстве, ориентированном на социальную сферу, все было на подъеме, большой вклад в экономику города вносили три градостроительных предприятия. Уровень бердского образования был очень высок. Конечно, были некоторые проблемы в системе образования. Однако благодаря высокому профессионализму и большому опыту Ивана Никитича, удалось эти проблемы решить и дальше успешно развивать сферу образования.

— По инициативе Ивана Никитича было принято на уровне горкома партии и исполкома постановление о закреплении за всеми школами города шефствующих предприятий. Дело в том, что материальная база школ, построенных крупными заводами, за счет их вложений, была значительно лучше тех, которые находились в ведомстве города. Конечно, и раньше  предприятия старались помочь учреждениям, но теперь эта система была введена официально. Вынашивали эту идею долго. Заведующий гороно Васильев предпринял несколько попыток и в конце концов сумел убедить руководство, что это необходимо. И таким образом материальная база всех школ выровнялась, и это в свою очередь дало возможность реализовать задачу, поставленную государством: развивать кабинетную систему в школах.

В это время пристальное внимание уделяется профориентации. Нужно было ориентировать выпускников не только на вузы, но и на рабочие специальности, которые востребованы в нашем городе. По предложению Ивана Никитича, в Бердске создается учебно-производственный комбинат. Поскольку у БЭМЗа и химзавода уже были подведомственные профессиональные заведения, то УПК курирует радиозавод. Разработали четкую систему: составили график, оборудовали рабочие места, привлекли наставников. На этой базе учащиеся школ получали свои первые производственные навыки. Заведующий гороно также доказал в области необходимость строительства новых дошкольных учреждений по линии гороно. Усиление системы воспитательной работы — тоже результат деятельности Васильева. По его инициативе проводились два городских педсовета: в августе подводили итоги учебной деятельности, а в январе – воспитательной работы.

Цель нашего проекта: на примере лучших представителей нашей профессии показать, как беззаветно они служили высоким идеалам просвещения, как много полезного сделали для города, — убеждены ветераны педагогического труда.

Все лучшее в нас от родителей и учителей

Нина Ивановна Васильева – дочь Ивана Никитича Васильева, вспоминает отца с любовью и благодарностью. Бердчанка рассказала: несмотря на то, что отец занимал большой пост, дома он не был ни был заведующим гороно, ни даже учителем. Дома он был садоводом-любителем, отцом и мужем, хозяйственным, деятельным, энергичным.

— Когда ты воспитан в семье педагогов, то процесс воспитания происходит сам собой: родители работали, мы учились. Нас очень рано приучали к самостоятельности: у нас с братом были обязанности — прополоть огород, убрать в доме. Помню, когда я была маленькая, в няньках у меня была… овчарка. Помню, мы жили в Довольном, дом освещали керосиновыми лампами; и когда родители уходили вечером на педсовет, нас предупреждали: если загорится, накинуть на нее одеяло. Однажды я запустила предмет химию, родители посадили за учебник и заставили его проштудировать. То есть, нас научили учиться, с книгой работать. Когда папа ездил в Новосибирск в командировки, всегда привозил книги, конструкторы, задачники, которые мы между делом решали. Может быть, поэтому я сначала решила поступать на физмат. Но проучившись одну сессию, я поняла, что это не мое, окончила консерваторию и всю жизнь проработала в Бердской музыкальной школе им. Свиридова. И папа при этом никогда не настаивал, не внушал, был лояльным и демократичным, всегда давал нам полную свободу, даже в выборе профессии.

Про отца говорят, что он легендарный человек, а мне кажется, что он просто делал свое дело. Безусловно, авторитет его базировался на том, что он фронтовик, а опыт нарабатывался на каждом этапе профессионального пути. В нашей семье не принято было говорить слов любви, но нежность, уважение и любовь к детям чувствовалась во всем. Меня часто спрашивают: «Что мне передалось от отца?». Наверное, все: отношение к жизни, к профессии, доброта в сочетании с честностью, прямолинейностью и справедливостью, работоспособность и организованность. Мама говорила, что у меня от папы способности, а от нее — усидчивость и старание. Говорят, что все лучшее, что становится частью нашей личности – это от наших родителей и учителей.  И в этом смысле мне очень повезло.

Заведующий гороно с коллегами

Раздел: Новости
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

nine + 1 =