О том, откуда пошло название «Красный Сокол», уже не раз рассказывали в газете «Бердские новости». Однако, в год 80-летия Победы, стоит напомнить о событиях, произошедших много лет назад.

Накануне Великой Отечественной войны в плане реорганизации Рабоче-крестьянской Красной Армии на 1938-1942 гг. особое внимание уделялось развитию Военно-воздушных сил и созданию авиашкол.

В сентябре 1938 года началось формирование Красноярской военной авиационной школы пилотов. Личный состав набирали из Красноярского, Новосибирского и Омского гарнизонов, а курсантов – из сибирских аэроклубов. Портрет среднего курсанта выглядел так: рабочий, член ВЛКСМ с неполным средним образованием, поэтому перед изучением специальных дисциплин, авиаторы подтягивали знания по математике и другим предметам.

10 июня 1939 года школу передислоцировали на станцию Обь и переименовали в Новосибирскую военную авиационную школу пилотов ВВС РККА. С 26 мая 1941 года аэродром «Бердск» стал главной усадьбой НВАШ.

Выпускник авиашколы Казачук В. А. вспоминал: «Изучали конструкцию самолетов Р-5 и СБ, их вооружение, способы и тактику его применения. Весь процесс шел строго по распорядку дня, свободного времени было мало. Самолет Р-5 – переходной, но легендарный тем, что на нем летали летчики – спасатели «челюскинцев», первые Герои Советского Союза. Самолет СБ – основной, скоростной бомбардировщик, способный решать боевые задачи днем и ночью».

Бывший курсант Гетман А.М. отмечал: «Самолёты были негерметизированные, подогрева в кабинах не было, поэтому зимой морозная струя воздуха обдувала лётчиков со скоростью летящего самолёта. Моторы были с водяным охлаждением М-7. У техслужбы имелись, так называемые, «гончарки» на лыжах: продолговатый бак, разделённый пополам: с одной стороны – авиамасло, а с другой – вода, внизу – печь. Зимой «гончарки» грели всю ночь, чтобы утром залить горячее масло и воду в мотор».

Бердчанину Александру Ивановичу Попову к началу войны было 19 лет. Выпускник школы №6 старого Бердска занимался в аэроклубе Новосибирска. С 1941 года проходил обучение в Новосибирской авиашколе, а в 1944-м – закончил Рязанскую высшую школу ночных экипажей дальней авиации. С мая 1944-го по май 1945-го – в действующей авиации дальнего действия. «Летал на разных фронтах, бомбил разные цели, – вспомнил он, – Польша, Венгрия, Кёнигсберг, Берлин». Общий летный стаж бердчанина – 28 лет. Освоил самолеты СБ, Р-5, ИЛ-4, ТУ-4, ТУ-16, сверхзвуковой ТУ-22.

5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по подготовке летных кадров Новосибирская военная школа летчиков Авиации Дальнего Действия была награждена орденом Красного знамени.

За годы войны Новосибирская авиашкола подготовила 3027 летчиков. Из кадрового состава школы на фронт отправлены шесть авиаполков. 35 летчиков стали Героями Советского Союза, один из них, Павел Артемьевич Плотников, удостоен этого звания дважды.

В 1946 году школа была расформирована, а под Новосибирск переведено Сталинградское авиационное училище. В Бердске разместился учебный полк. На двух грунтовых аэродромах «центральном» и «южном» курсанты начали осваивать поршневой истребитель Як-11.

Летчиков периода Великой Отечественной назвали сталинскими или красными соколами, откуда и произошло название поселка, в котором в двух трехэтажных домах проживали семьи офицеров. Улицей Красный Сокол стал позже, с присоединением к Бердску, который 9 февраля 1944 года получил статус города.

История Красных Соколов неразрывно связана с развитием авиации и героическими подвигами летчиков во время Великой Отечественной войны. Название этой бердской улицы – символ мужества и самоотверженности, напоминание о важной роли, которую играли и играют летчики в защите Родины.

Соучредитель Бердского диктанта Победы – «Союз женщин города Бердска»

Партнеры – депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области

Ирина Валериевна Диденко и Валерий Георгиевич Бадьин

Подготовлено при активной помощи заведующей историческим отделом Бердского историко-художественного музея, члена Правления Союза женщин города Бердска

Марины Анатольевны Янеевой

Темы: ,
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности