Образование

Инклюзия или коррекционные классы? В Бердске родителям особых детей укажут путь к знаниям

На 14% выросло количество детей с особыми образовательными потребностями за последние три года в Бердске. По мнению педагогов, в городе имеется огромный ресурс для обучения и социализации ребятишек-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако часть родителей утверждают, что их дети лишены этого, и просят открыть дополнительные коррекционные классы. Глава города Евгений Шестернин распорядился разобраться в каждом конкретном случае.

Очередное заседание координационного совета по делам инвалидов было посвящено вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями. В нем приняли участие не только специалисты здравоохранения и образования, осуществляющие сопровождение этих ребятишек, но и представители общественных организаций, защищающие интересы детей-инвалидов. Разговор получился острым, но плодотворным.

Все детки с ОВЗ охвачены обучением и сопровождением

Начальник управления образования Михаил Каркавин рассказал о динамике инвалидности в городе, и она тревожная:

– С каждым годом количество детей с инвалидностью и ОВЗ в садах и школах увеличивается. За последние три года оно выросло на 14 %. По состоянию на 1 марта 2021 года в наших образовательных организациях воспитывается и обучается 1420 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение особых ребятишек доступным и качественным образованием, их социализация считается приоритетными направлениями, утверждает руководитель. И абсолютно все эти дети обучаются в соответствии с рекомендациями территориальной медико-психолого-педагогической комиссии (ТМППК).

Самые оптимальные формы обучения: индивидуальное, интегрированное обучение в специализированном классе  по адаптивным программам, инклюзивное в обычном классе по общеобразовательным и адаптивным программам. В школах и лицеях обучается 715 детей с ОВЗ, 196 из них имеют инвалидность. В трех школах организовано обучение в пяти специализированных коррекционных классах. Решение об открытии специализированных классов школы принимают, исходя из контингента обучающихся и рекомендаций ТМППК. В частности, в школе № 9 открыт коррекционный четвертый класс для детей с умственной отсталостью. Инклюзивно (вместе с обычными детьми) в классах постигают азы дисциплин 542 ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Детские сады посещает 701 ребенок с ОВЗ, 112 из них имеют инвалидность. Для коррекции отклонений в развитии ребятишек  в садах открыто пять компенсирующих групп, в которых обучаются 68 детей. 633 ребенка получают инклюзивное дошкольное образование в комбинированных оздоровительных и общеразвивающих группах.

Почему 15 родителей не знают, где будут учиться их дети?

После выступления руководителя управления образования у родителей появились вопросы. Анна Диденко, представитель фонда помощи детям с ОЗВ и инвалидностью, рассказала, что ее ребенку инклюзия не подошла совсем. Тогда она попросила организовать класс для детей с ОВЗ по программе варианта 7-2. Такой класс не был организован. С тех пор прошло 5 лет, сейчас сын сейчас находится на семейном обучении.

– Я, как член организации и мама, считаю, что работа ведется не на должном уровне. Какой процент больных детей вы охватили? Вы назвали цифры: порядка 700 детей с ОВЗ в школах, и для них всего 5 специализированных классов? Около 600 воспитанников с ОВЗ в садах, и всего 5 специализированных групп? Но инклюзия подходит далеко не всем. Умственно отсталых детей, с интеллектуальными нарушениями, аутистов, мы не можем посадить в общий класс. Получается, что это самая уязвимая категория детей, и  наши дети остались за бортом!

Бердчанку поддержала заместитель председателя всероссийской организации родителей детей-инвалидов НСО Лариса Пискарева, которая сообщила о том, что в их организацию поступило порядка 15 заявлений от родителей малышей из Бердска, которые в этом году должны пойти в  первый класс, но…

– Эти родители не знают, в какой класс они смогут отдать ребенка. В программах ТМППК у них прописан индивидуальный маршрут. Аутичный ребенок, с задержкой психического развития (ЗПР) или умственной отсталостью в обычном классе с нормотипичными детьми заниматься не может, ему требуются дополнительные часы и специалисты – логопед, дефектолог, психолог. И поэтому вторая группа обращений в нашу организацию – около 20 заявлений, связана с тем, что родители просят открыть еще несколько коррекционных классов. В школах Новосибирска есть опыт, который можно использовать: основные предметы у особых детей ведет отдельный педагог, а на таких, как ИЗО, физкультура, ребенок находится со всем классом.

Допобразование творит чудеса

Руководитель сферы образования Михаил Каркавин отметил, что в бердских школах используется абсолютно такой же опыт, что и в  новосибирских. Директор школы № 9 Вера Забелич попыталась объяснить, что далеко не все дети с ОВЗ должны учиться в специальных классах: «Более того, умственно отсталые дети и дети с ЗПР тоже могут обучаться в общем классе. Для этого составляется специальное нелинейное расписание, и ребятишки благополучно и эффективно его проходят».

Директор центра допобразования «Перспектива» Ольга Добролюбская с ней согласна: «Когда мы объединяем детей с сочетанными нарушениями, мы лишаем их возможности развиваться, ориентироваться в обществе и не получаем положительной динамики».

Ольга Добролюбская рассказала о работе городской территориальной медико-психолого-педагогической комиссии, а также о колоссальном ресурсе дополнительного образования, который способен творить чудеса. Каждый год на ТМППК обследуется от 600 до 700 детей с ОВЗ и инвалидов (в 2020 году прошло 663 ребенка). Изучив медицинское заключение и проведя обследование ребенка, специалисты комиссии – педагоги, медики, дефектологи – выносят коллегиальное решение: в нем конкретно указывается, какая программа рекомендуется ребенку. Четко прописывается, каких посещать специалистов: логопеда, психолога, врачей. Если ребенок должен пойти из сада в школу, педагоги садика через «Перспективу» передают в школу карту готовности ребенка.

– Мы разработали модель сетевого взаимодействия учреждений и организаций города, которая позволяет объединить усилия специалистов. Центр «Перспектива», консилиумы школ, благотворительные организации – фонд «Добро», НКО «Рассвет», учреждения соцзащиты, здравоохранения – работаем в тесной связке. Мы провели конференцию по аутистам и 4 семинара по теме отклоняющегося поведения, реализовали проект по психогенетике. А, главное, мы убеждены: допобразование – это как раз тот ресурс, который и социализирует, и раскрывает способности, и профориентирует. Мы обучаем особых детей вместе с детьми нормы, вовлекаем их в конкурсы. И у нас есть родители, которые рассказывают, что раньше от них все отворачивались, а теперь ребенок ходит на лего, рисует, и его результатами можно гордиться.

– Мы третий год на базе «Салюта» внедряем уникальную практику, когда с ребятишками занимаются специалист по нейропсихологии, дефектолог, психолог, а также педагоги по легоконструированию, музыке, ИЗО, лепке. Эти 36 детей не могут справиться со школьной программой, но они с удовольствием занимаются в кружках и показывают результаты, которые для них являются прогрессом. Такие специалисты есть в других учреждениях: в музыкальной школе, ДШИ «Берегиня».

Разработать логистику: куда двигаться

Тем не менее, глава города Евгений Шестернин счел нужным разобраться:

«На заседании подняли проблему одного ребенка или в целом общую? Получается, что система поддержки и социализации ребятишек с ОВЗ и ресурсы для этого есть, она работает, но дает сбой. Тогда надо понять: в каком месте и в каких масштабах?».

По мнению Евгения Анатольевича, у родителей тогда будет четкое понимание решения своей проблемы, когда они будут находиться в одном информационном поле с теми, кто оказывает образовательные услуги. А это в свою очередь возможно, если будет простроена понятная логистика: допустим, возникла в семье ситуация, и тогда люди должны своевременно получать нужную информацию, куда двигаться, начиная от больницы, педиатра, и дальше по всем образовательным организациям и социальным службам. Человек не должен оказаться в тупике и ходить по коридорам власти в поисках справедливости.

Перед координационным советом поставлена задача: взять за основу заявления родителей, которым требуется помощь при поступлении в первый класс и открытии коррекционных классов, понять, где нарушена система информационной связи. И провести круглый стол с участием этих бердских семей.

ЦИФРА

По данным центральной городской больницы, в Бердске проживает 22500 детей до 17 лет. На 31 марта 2021 года имеют инвалидность 346 детей. На первом месте по причинам инвалидности вышло психическое расстройство – 110 случаев, на втором месте – болезни нервной системы – 78, на третьем – эндокринные заболевания (преобладает сахарный диабет) – 44, на четвертом врожденные аномалии – 42, и болезни уха, в том числе двухсторонняя глухота  – 27.

Наталия Захарова

Последние новости

Пасхальные куличи отправят солдатам в госпиталь волонтеры Бердска и Новосибирска

"Пасхальный кулич солдату в госпиталь" - в Бердске объявлена совместная акция волонтерских движений "Армия добра"…

16.04.2025

«Единая Россия» начала регистрацию избирателей на предварительном голосовании партии

Регистрация выборщиков продлится до 23 мая на сайте PG.ER.RU c верификацией через «Госуслуги». Отдать голос…

16.04.2025

«Колыбельная с петлей на шее»: бердчанка вспоминает, как фашисты гнали людей, как скот

В Год 80-летия Победы мы вновь обращаемся к подвигам и судьбам бердских защитников Отечества, ветеранов,…

16.04.2025

Горожане инициируют субботник на острове Умовский, являющемся историческим наследием старого Бердска

Инициативная группа в лице кинорежиссера Татьяны Свиридовой, руководителя молодежного центра  «100 друзей» Алексея Ильченко, члена…

16.04.2025

Урок цифры по квантовым технологиям прошел во всех школах Новосибирской области

Открытый региональный урок по теме «Квантовые вычисления и материалы будущего» прошел 14 апреля в лицее…

16.04.2025

600 тысяч рублей выделили из бюджета Новосибирской области на проведение поисковых работ бердскому отряду «Кондор-Vега»

На заседании Новосибирского областного организационного комитета « Победа» сертификат получила директор Бердского политехнического колледжа, основатель…

16.04.2025