Хормейстер Дворца культуры «Родина» Владимир Лахненко из тех людей, для которых творчество – способ существования, даже выживания: «Такое ощущение, что отними у меня работу, возможность заниматься творчеством, и пропадет смысл жизни», – говорит бердчанин по этому поводу.

Поэтому Владимир Николаевич считает, что ему очень повезло в жизни. Главная его профессиональная удача в том, что он уже 44 года трудится в ДК «Родина» и занимается любимым делом. Что его окружают замечательные, талантливые люди, которые стали опорой в его многочисленных творческих начинаниях.

– Если перечислять всех людей, которые оказались рядом, наверное, трех страниц не хватило бы. Это участники наших коллективов «Русский клуб, «Смородина», «Мелодия» и «Куржак». Это солисты и коллективы, которых я приглашаю в свои музыкальные программы. Но я обязательно назову двух людей, без которых я просто не мыслю своей работы здесь. Это директор ДК «Родина» Людмила Ивановна Чуркина, которая предоставила мне полную творческую свободу, и преподаватель любительского объединения «Детская хоровая музыкальная школа ДК «Родина» Елена Панова, с которой у нас сложился плодотворный творческий союз. Она берёт на себя самое важное и сложное – сценарную работу, выступает как ведущая. Елена сама поет в «Мелодии», у нее консерваторское образование, оригинальный взгляд, и в процессе этого творческого общения рождаются интересные идеи, проекты и творческие номера.

Хор в ансамбль: «Это было как переливание крови»

Владимир Лахненко с самого начала своей работы во Дворце культуры «Родина» занимается народной песней. В течение 10 лет он руководил хором «Русский клуб», в котором участники пели авторские песни, Кудринские, Заволокинские. А потом вдруг хормейстер решил, что это будет не хор, а фольклорный ансамбль. И очень резко всё переменил: убрал баянное сопровождение, появились гармошки и другие костюмы, другой репертуар.

– Это была моя внутренняя потребность. В 1982 году я впервые в Оперном театре услышал ансамбль Дмитрия Покровского. И этот концерт все в моей жизни перевернул. Буквально в 2−3 минуты, как только артисты вышли на сцену и запели, у меня произошла смена всех творческих ориентиров. Такое ощущение, что я испытал «переливание крови». Я почувствовал: да, вот к этому я буду идти, каким бы трудным ни был мой путь. Я продолжал заниматься хором, а между тем всё это внутри зрело-зрело, в «Русском клубе» появилась фольклорная группа. И в 1991 году уже «Русский клуб» претерпел полное перерождение.

Чем отличается ансамбль от хора? Репертуаром, лирической манерой, поясняет Владимир Лахненко. Настоящий фольклор пели бабушки в деревнях, которые выросли в народной среде: они пели на свадьбах, похоронах, фермах. И энтузиасты, которые занимаются фольклором, едут в деревни и живут там бок о бок с этой бабой Машей: перебирают с ними картошку, пекут хлеб, записывают слова, снимают с них манеру пения.

– Мы тоже можем похвалиться тем, что у нас есть песни, записанные в Бердске. Мне повезло когда-то, что я встретился с двумя сёстрами, которые работали на БЭМЗе. Они были деревенские, из Венгеровского района. И я от них записал песен 15. Еще у нас в «Родине» работала женщина, которая всегда говорила: у нас в Маслянинском районе так бабушки поют! Я к ней навязался, мы съездили в деревню, и тоже там записали песен 20. И мы эти песни поём, потому что это настоящие деревенские песни. И когда мы выезжаем на фольклорные фестивали, это очень ценится: когда артисты поют песни, которые сами записали. Даже в положениях прописано условие: чтобы это были песни своего региона. Конечно, мы в свои концерты включаем более облегченный и городской фольклор: душещипательные песни типа «Шумел камыш, деревья гнулись», «Виновата ли я?», «Крутится-вертится шар голубой». Мы поддаемся на это, позволяем в небольших дозах, потому что народ это любит. Но все-таки стараемся, чтобы репертуар был более серьезным.

По мнению Владимира Николаевича, народная песня сегодня в первозданном виде стала элитной вещью. И для настоящей народной песни нужен более взыскательный слушатель. Потому что поется она акапелльно, в ней много куплетов. Народные песни пели долгими зимними вечерами, и эти посиделки были сосредоточением культурной жизни этой деревни. Сюжетная линия в них развивается неспешно, за 30 минут герои песни проживали целую жизнь. У крестьянской песни обязательно хороший текст, красивая мелодия, и в ней говорится о важных вещах целомудренно, возвышенно просто, и в то же время она наполнена настоящими чувствами.

– Одним словом, народная песня – это сплошь золото, которое нужно хранить в сундуках, но иногда доставать, отряхивать и говорить: «Эх, посмотрите, какое ослепительное богатство!». И хотя сейчас пришло время интернета и искусственного интеллекта, и эту лавину не остановить, именно народную песню нужно знать, беречь и иногда показывать. Что мы и стараемся делать, хотя бы на уровне родного Бердска.

Две лошади в одной упряжке: музыка и стихи

Однако в творческой палитре Владимира Лахненко, помимо народной песни, еще столько намешано! В один период хормейстер работает над одним проектом, и его считает главным, потом увлекается другим. Давно автор занимается индивидуальной работой, пишет романсы и баллады. Пишет все сам: и музыку, и стихи: «Так мне легче с собой договориться». В Бердске много почитателей творчества Владимира Лахненко, знатоки поэзии говорят, что у него есть свой стиль. В одних стихотворениях заложен глубокий философский смысл, другие подкупают какой-то легкостью бытия.

– Лет 15 назад количество романсов и баллад, написанных на мои стихи, накопилось столько, что я понял: если я не создам коллектив, их никто не услышит. Я должен создать коллектив для моих произведений. Я набрал людей, которые окончили музыкальную школу, музыкальное училище или консерваторию. Светлана Бизюкова села за рояль… Я только провожу репетиции, выступаю, как организационный стержень, продюсер, пишу аранжировки, а они, профессионалы своего дела, поют мои песни, которые им интересны. И поют блестяще!

Потом Владимир Лахненко организовал «Смородину» и «Куржак». Три коллектива довел до звания «народный». Артисты не претендуют на какой-то особый уровень, но они нашли свою нишу и получают удовольствие от исполнительства и общения.

– Свою главную задачу я вижу в том, чтобы этим людям, которые ко мне приходят, а значит, доверяют, дать возможность раскрыться. Мы постоянно готовим различные программы. И я обязательно двигаю их к сольным выступлением. Потому что знаю, что многие рассуждают: вот я в ансамбле стою, но я еще хочу себя показать, у меня есть для этого голос и небольшие амбиции. Я им начинаю искать репертуар, помогаю найти что-то новое, интересное. И у меня есть люди из фольклорного ансамбля, которые поют эстрадные песни: девушка надевает современный прикид и исполняет хит на английском языке. Кроме того, мы активно сотрудничаем с другими коллективами города, и на наших концертных программах, наряду с классическими композициями и эстрадными российскими песнями, звучит, например, ирландская музыка. Или есть программы, на которых мы исполняем танцевальную музыку – салонную, бытовую. И такой вот винегрет присутствует во всех моих делах.

Начало музыкального пути

Сегодня хормейстер Владимир Николаевич Лахненко – Почетный работник культуры Новосибирской области; автор сборников стихов и песен, многочисленных творческих проектов; его коллективы – победители фольклорных конкурсов и фестивалей. «Если бы мне сказали 45 лет назад, когда мы переехали в Бердск, что у меня будет такая активная творческая судьба, я бы очень удивился», – говорит по этому поводу Владимир Николаевич.

– Ведь когда я начинал, я был в плане музыкальной грамотности не очень силен. Так сложилась жизнь, что у меня не было возможности учиться в музыкальной школе. Начинал я грузчиком. Потом отслужил в стройбате. Пришел домой и задумался: чем я хочу заниматься? А душа моя с детства тянулась к музыке. Помню, как мне нравилось, когда у нас дома собирались гости и пели простые песни. И один из самых любимых уроков в школе был урок пения; я любил петь, и учительница чувствовала это. Помню, у меня была тетрадка, в которую я красивым почерком записывал тексты песен: автор слов, музыки, исполняет такой-то оркестр. И отдельная тетрадь была с песнями Муслима Магомаева – для меня это до сих пор самый авторитетный советский певец. И после армии я поступил в культпросветучилище. Хотя на тот момент не знал нот, к фортепиано впервые там прикоснулся. Вы спросите: «Как вам удалось прийти к тому, кем являетесь сейчас?». Судьба и самообразование! В моем случае это абсолютно точный случай самообразования. Ведь жизнь – великая загадка. Вот бросили семечко в землю, и никто не знает, что из него вырастет. Но если в вас какое-то предназначение заложено, то, вопреки обстоятельствам, голос крови обязательно проклюнется. Я занимался любимым делом, и в итоге со мной произошел прогресс, который я даже не заметил. И я рад, что в моих детях тоже «заговорили» гены, и они выбрали творческие специальности: сын работает в Филармонии, а дочь – дизайнер.

В заключение, отвечая на вопрос о творческих планах, Владимир Лахненко сказал: «Мои творческие планы – просто жить! Если судьба будет благосклонна, отметить десятилетие ансамбля «Мелодия», и, если очень повезет, – провести мой второй творческий вечер».

Темы: ,
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий. Для реализации политики конфиденциальности используются программные средства сбора обезличенных данных: «Яндекс.Метрика», «Liveinternet», «top.Mail.ru».
Принять