Бердская детская музыкальная школа им. Г. В. Свиридова славится богатой и традициями и уникальной историей, и создали их люди. Настоящие сподвижники, энтузиасты своего дела, высокие профессионалы – увлеченно обучая детей музыке, приобщая жителей города к искусству, они стремились и стремятся сделать нашу жизнь лучше, духовно богаче. Накануне юбилея мы поговорили с директором учреждения Юлией Диановой о вехах развития музыкальной школы и перспективах на будущее.
Всегда в движении, всегда в развитии
В рамках празднования 75-летия Бердской детской музыкальной школы имени Георгия Свиридова ее сотрудники запустили фотопроект «75 мгновений БДМШ», рассказала Юлия Евгеньевна. Ровно 75 дней, ежедневно на всех интернет-ресурсах выкладывают по одной фотографии, на которых запечатлены значимые люди и факты из жизни музыкальной школы.
– Занимаясь реализацией этого проекта, мы искали материалы повсюду: в архиве, музее. Все-таки 75 лет для учреждения – веха солидная, значительная. Мы перечитали множество историй – уникальных, трогательных, личных и общественно значимых. И все же среди этих мгновений, среди фотографий большая часть посвящена людям. Потому что люди – это первооснова всего: они стояли у истоков учреждения, мечтали и вели своих воспитанников за собой.
– Это были музыканты высочайшего класса, яркие личности, новаторы. Их преданность своему делу и сподвижничество вызывает огромное уважение и восхищение, – считает директор.
Представляете, всего два года прошло после окончания Великой Отечественной войны, а в Бердске открывают музыкальную школу. Главными энтузиастами создания школы были учителя музыки Бердского педагогического училища: Бессонова Людмила Андреевна, Иванов Иван Васильевич и Монбланова Наталья Константиновна. Приёмные экзамены проводили в школе №1 осенью 1947 г. Первыми счастливчиками стали 30 учащихся по классу скрипки и фортепиано. Несмотря на тяжелое время, люди тянулись к искусству, и преподаватели делали все, чтобы восполнить эту потребность.
Или взять период переселения Бердска на новое место: он начался в 1953 году и происходил постепенно. В городском архиве хранится письмо директора музыкальной школы С.И. Диордиева заместителю председателя Бердского горисполкома по переселению от 1953 года с просьбой выделить в новом Бердске хотя бы одну комнату для занятий. Дело в том, что музыкальная школа еще только готовилась к переселению, а часть семей воспитанников уже переехала. И преподаватели позаботились о том, чтобы уже переехавшие ученики смогли продолжить обучение.
Уже за первые десять лет работы школа становится музыкальным центром города: ансамбли баянистов, «Унисон скрипачей», пианисты – принимали участие во всех городских торжественных концертах. И в дальнейшем, какой бы этап истории музыкальной школы мы не взяли, всегда учреждение находилось в развитии, убеждена директор Юлия Дианова. Увеличивалось количество воспитанников, открывались новые отделения, улучшалась материально-техническая база. С 1947 по 1994 годы здесь обучали пианистов, струнников и народников. А потом началось: создали театральное, вокально-хоровое, эстрадно-джазовое, потом духовое, обще-эстетическое отделения. С 60-х годов в школе активно проводится культурно-просветительская работа, которая вошла в традицию и принимает различные формы: концерты, Недели музыки. Тамара Николаевна Лапина – носитель идеалов настоящей культуры, интеллигент в самом высоком понимании этого слова, которая 30 лет возглавляла учреждение, начала реализацию проекта «Народные университеты».


Преподаватели достойны своих предшественников
Сегодня преподаватели музыкальной школы остаются таким же ищущими, глубокими, стремящимися доносить до детей прекрасное, доброе и вечное, как и их предшественники.
– Профессиональный уровень педагогов школы очень высокий. В школе работают 4 Почетных работника культуры НСО, 5 Почетных работников культуры города Бердска. Рядом с нами трудятся в учреждении ветераны, которые отдали любимому делу от 40 до 60 лет: это Вера Сергеевна Жукова, Наталья Петровна Набиуллина, Татьяна Николаевна Иванова, Людмила Николаевна Андреева, Нина Ивановна Фомина, Нина Ивановна Васильева, Юрий Михайлович Андреев. Постоянно с нами на связи Светлана Семеновна Кушниренко, Александр Николаевич Полозов, Нина Михайловна Федорова, Светлана Ивановна Хрестич, Галина Михайловна Леликова, Лидия Николаевна Фролова. Ветераны являются для нас своеобразным ориентиром: они подняли высокую планку в педагогической работе и помогают ее нам удержать. Они могут высказать замечание и дать мудрый совет. Их невероятная энергия, неиссякаемый оптимизм передаются нам. Тем более что более 30 преподавателей школы – выпускники родного учреждения. А те, кто приходит из других заведений, подпитываются этим мощным духом, нашими традициями. Так мы и работаем: весь коллектив смотрит в одну сторону, мы идем в одном направлении. Стараемся служить той высокой миссии, которая на нас возложена: обучать и воспитывать детей, знакомить с сокровищами мировой музыкальной культуры, формировать их личность, сориентировать в профессиональном плане.

Счастливые мгновения директора школы
Директор Юлия Дианова тоже уже 40 лет связана с Музыкальной школой. Она с благодарностью вспоминает своих преподавателей: Нину Ивановну Васильеву, Инну Олеговну Клесову, Ларису Мстиславовну Ахманаеву, которые повлияли на выбор ее будущей профессии. После окончания Музыкального училища Юлия Евгеньевна пришла в родную школу преподавателем сольфеджио и музыкальной литературы. Правда, в первое время ей пришлось выполнять двойную нагрузку: в музыкальной школе и ДК «Родина». Но у молодого специалиста было ощущение, что она вернулась домой. Коллеги-педагоги помогли выдержать трудности, войти в учебный процесс.
– Время было непростое: зарплату задерживали. Спасало то, что муж работал в военном оркестре. И я не могу сказать, что нам было трудно или страшно. Мы были очень молодыми, жили надеждой на то, что все проблемы решатся. И они действительно решались. Что касается профессиональной деятельности, то это был период творческого поиска. У нас было столько идей! Мы придумывали и проводили очень интересные творческие конкурсы, выступали с концертами, учились и работали с удовольствием.
В 2004 году Дианова стала заместителем директора по воспитательной работе, а в 2016 ее назначили директором. Хотя она никогда о таком развитии событий не думала и не мечтала.
– На каждого руководителя выпадают свои задачи, видимо, одна из моих заключается в том, чтобы улучшать материально-техническую базу родного учреждения. За последние годы мы закупили новые инструменты, новые кресла в зал, провели ряд ремонтов обновили методическую базу. И мы продолжаем двигаться в этом направлении: планы по расширению площадей, контингента учащихся и дальнейшему созданию современных условий для приобщения детей к музыкальному творчеству остаются в силе. И это значит, что у нас всегда есть перспектива для дальнейшего развития.
С музыкой и музыкальной школой связано много счастливых мгновений жизни Юлии Евгеньевны.
– Одон из самых счастливых моментов моей жизни – выпускной вечер в музыкальной школе моей дочери Анастасии. Сегодня она артистка хора в НОВАТе. Безусловно, еще один момент – возможность приобретения новых инструментов. Для представителей нашей профессии это самое ценное, самое важное. Когда Музыкальная школа перешла в ведомство области, так получилось, что мы смогли в значительной степени обновить музыкальные инструменты, и это было такое счастье для меня и для педагогов. Я помню, как преподаватели отделения народных инструментов заходили ко мне в кабинет и рассказывали, что дети в восторге: «Неужели балалайка может так звучать?!». Что духовики, у которых вообще инструментов не было, теперь обеспечены полным набором для оркестра. В такие минуты ты понимаешь, что твоя работа нужна твоим коллегам и людям, и впереди у нас еще годы плодотворной работы.
Музыкальное образование переоценить невозможно
И, конечно, огромное счастье приносят педагогам их воспитанники – когда добиваются успеха и справляются с программой. Среди них есть настоящие звездочки с именем, которые покорили не только бердских зрителей, но и всю область. Этих ребят мотивируют и поддерживают родители. А опытные преподаватели знают, как привести к высотам мастерства талантливых воспитанников. Кроме того, в школе налажена система наставничества: преподаватели из вузов, консерватории и средних учебных заведений проводят с такими детьми мастер-классы и дополнительные занятия.
– Впрочем, все наши воспитанники с радостью посещают музыкальную школу, и это приносит им огромную пользу. Психологи считают, что занятия музыкой развивают оба полушария. Ведь когда воспитанник разучивает произведение, он мало того, что должен прочитать ноты, он еще должен сложить их в определенный ритм, найти ноты на клавишах и правильным пальцем да еще двумя руками их сыграть. Эта многозадачность развивает мозг. И даже если ребенок не станет музыкантом, музыкальное образование развивает его умственно, психологически и физиологически. Так что значение музыкального образование переоценить невозможно.