Бердский музей опубликовал первый фильм со старой кинопленки с сохранившимся звуком
Кратко
И бердчане могут снова ощутить гордость за былую славу бердского предприятия, увидев, как сходили с конвейера магнитофоны и проигрыватели «Веги», как в условиях низких температур и пустыни испытывали нашу родную, на тот момент супер-современную технику.

Это, снятая в 1987 году 8-минутная кинолента о радиоприемниках Вега » Лучше один раз услышать».
— Для Бердска это большая удача, так как все ранее оцифрованные кинопленки, увы, беззвучные. В случае с «Веговской» плёнкой звук отлично сохранился, благодаря оптической записи — технологии, доступной во времена создания фильма профессиональным студиям, — сообщила нам заведующая отделом кинохроники бердского музея Татьяна Свиридова.
Фильм «Лучше один раз услышать», снятый в 80-ые годы студией «Центрнаучфильм» и обнаруженный недавно в архивах радиозавода, уже выложен на сайт Бердского историко-художественного музея. И бердчане могут снова ощутить гордость за былую славу бердского предприятия, увидев, как сходили с конвейера магнитофоны и проигрыватели «Веги», как в условиях низких температур и пустыни испытывали нашу родную, на тот момент супер-современную технику.
«Продукцию фирмы «Вега» по достоинству оценили покупатели в десятках странах мира. Ее дизайн, стиль, оформление, эргономические свойства не раз отмечались советскими и иностранными специалистами», — повествуется в фильме.
С целью извлечения ценнейшей информации отдел кинохроники Бердского историко-художественного музея оцифровывает старые носители, такие как кинопленки, видеокассеты VHS, а также аудиокассеты.
За последние 2 года на основе оцифрованной кинохроники были выпущены такие фильмы, как «БЭМЗ. Время на экране» и «Киноистория. Новый Бердск». Однако создатели фильма — в/к «Студия 21» имели в качестве исходных материалов лишь визуальную часть. Но ведь не была изначально кинохроника немой?!
— Дело в том, что в советский период кинопроизводство в Бердске было любительским: на БЭМЗе и на радиозаводе работали студии, в которых трудились не профессиональные киношники, а энтузиасты. Соответственно и оборудование было «по мере освоения новой техники» и по карману, а звук (его, конечно же, писали) фиксировали как могли. Как правило, это была магнитная пленка для проигрывания на бобинном магнитофоне. Его включали параллельно с кинопроектором, и зритель получал полноценный аудиовизуальный ряд, — считает Татьяна Свиридова. — Но почему-то до наших дней дошли лишь КИНОпленки. Видимо, это связано со спецификой хранения: кинопленки хранятся в металлических банках, а магнитные бобины — в картонных коробках.
Впрочем, известна печальная судьба части звуковых плёнок БЭМЗа: по словам кинооператора Геннадия Ивановича Карташова, они погибли при потопе, случившемся в одном из помещений, где хранился киноархив.
Остается надеяться, что радиозаводские пленки уцелели, когда-то будут найдены, и удастся их прослушать. Первая, оцифрованная со звуком плёнка даёт основания ожидать.
Продолжительность 8 минут. https://youtu.be/oLkaDvs1Li8