«Мы открыли для себя Бердск заново», – так оценили результаты участники Бердского диктанта Победы.
Разбудить интерес к истории
– Мы не ставили перед собой цель привлечь огромное количество участников, – утверждает куратор проекта, заведующая историческим отделом музея Марина Янеева. – Важно было разбудить интерес и запустить механизм распространения информации о Бердске в годы Великой Отечественной войны. И, мне кажется, у нас это получилось.
Были проведены лекции об участии бердчан в боях, выпуске предприятиями, в том числе, заводами, эвакуированными в Бердск, продукции для фронта, развёртывании эвакогоспиталей в санаториях, подготовке военных летчиков в авиашколе и стрелков в учебных запасных полках. Отдельная лекция была посвящена памятным местам города.
– Мы говорили об истории памятников и о важности ценностного подхода к их ремонту и содержанию. Состояние памятных объектов – это, пожалуй, самый объективный критерий отношения к сохранению истории. Можно сотни раз говорить детям «мы чтим память», но им достаточно один раз увидеть памятник в неприглядном виде, чтобы все высокопарные утверждения рассыпались в прах.
Весь город подключился к акции
Обучение на лекциях в преддверии проведения «Бердского диктанта Победы» шло по двум направлениям: для всех желающих и для профессионального сообщества педагогов и гидов-экскурсоводов. Профессионалов обеспечили полным набором материалов: тексты, фотографии, презентации, видеофильмы. Перед ними была поставлена задача: после обучения самим провести уроки, лекции, экскурсии. Таким образом, количество площадок выросло до 15. Диктант написали в молодежном центре «100 друзей», Бердском политехническом и медицинском колледжах, в школах №2, 10, экономическом лицее, других учреждениях и организациях. Среди участников – не только бердчане, но и новосибирцы. Соучредителем акции стал «Союз женщин города Бердска». Партнерами – депутаты Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Бадьин и Ирина Диденко.
– Валерий Георгиевич писал диктант в основной группе и, надо отметить, справился с заданием одним из первых, – поделилась наблюдением Марина Янеева. – Нас здорово поддержали «Бердские новости» – огромное им за это спасибо!
Формируя материалы лекций, мы ориентировались на возраст 14+, но, среди наших выпускников есть те, кто адаптировал материал и для 11-летних. Мы были очень удивлены, когда педагоги детского сада «Пчелка» сказали, что тоже проведут у себя диктант. На малышей мы точно не рассчитывали! Оказалось, что диктант решил написать весь трудовой коллектив детского сада – 25 человек!
Уникальность контента беспрецедентна
Стоит отметить, что материалы, которые использовались при проведении Бердского диктанта Победы – уникальны. Они формировались несколькими поколениями музейщиков. Воспоминания участников боев и тружеников тыла записывались бердчанами, стоящими у истоков создания музея. Кстати, в этом году исполняется ровно 55 лет, как музей стал муниципальным учреждением! Хотя работать он начал за три года до этого, что называется «на общественных началах». Также использовались публикации бердских журналистов разных лет. Фильмы, которые показывали слушателям – результат многолетней работы бердской видеокомпании «Студия 21».
– После написания диктанта мы задавали вопрос: сложно ли было справиться с заданием, которое заключалось в том, чтобы заполнить пропуски в тексте «Память о войне и Победе, Подвиг Бердска», который был специально написан для Бердского диктанта Победы? Ответов «легко!» не было. Было: «сложно, но очень интересно и познавательно», «я понял, что не зря ходил на лекции», «не просто, но теперь, когда я хожу с друзьями по улицам Бердска, мне есть, что им рассказать», – рассказала Марина Янеева и добавила:
В последние дни появился новый вопрос: «Можно ли написать Бердский диктант Победы после 9 мая?». Ответ: Да! Обращайтесь в музей, там расскажут, как это сделать.