Работники МБУ «ЦМУ» выходят из дома, когда семья еще спит, а на улицах города еще темно. Но именно эти улицы должны быть к утру в таком состоянии, чтобы люди спокойно могли поехать на работу, отвезти детей в школу, чтобы скорая и пожарная службы могли добраться до нужного адреса. Родной город должен быть вовремя убран от снега и мусора, дороги должны быть чистыми, остановки и дворы – комфортными. Водители машин, трактористы и мастера очень хорошо понимают свою задачу, и каждый день добросовестно выполняют свою ответственную и порой тяжелую работу.

“Даже ночью ждем звонка, что снег пошел, и надо на линию”

Николай Федоров трудится в ЦБУ «ЦМУ» уже 39 лет. Работает водителем 4 разряда на ЗИЛе, во втором звене, который обслуживает участок в центре города: улицы Ленина, Кирова, Свердлова, Горького, Пионерская, Кутузова, Советская, Комсомольская, Первомайская, К.Маркса.

На его машине есть специальные насадки – лопата, щетка: водитель на ней сначала сгребает снег, потом посыпает проезжую часть песко-солевой смесью. Если посчитать весь маршрут, то за смену ЗИЛ проходит 60-70 километров. В периоды, когда на дорогах особенно скользко, и нужно обезопасить проезд автомобилей, Николай Федоров высыпает на дороги своей половины города порядка 4-5 тонн специальной смеси.

– Конечно, с каждым годом у нас нагрузка увеличивается. Когда БЭМЗ и радиозавод работали, мы только муниципальные улицы обслуживали. А как «Вега» развалилась, а БЭМЗ оптимизировался, предприятию их улицы передали: и частный сектор, и водозабор, и кладбище. Опять же город строится: к примеру, Белокаменный появился, мы и до него тоже дорогу прокладываем. Смотрим по метражу, чтобы обоим звеньям доставалось одинаково.

Выходить на вахту коммунальщикам нужно в любую погоду: в снегопад и тридцатиградусный мороз, в жару и ливень. И все же Николай Федоров самым трудным считает даже не суровые условия работы и нагрузку, а постоянное недосыпание. Вставать приходится в три часа, за рулем быть – в 4 утра, работать каждый день. Отработал, поспал, и опять затемно вставать.

– Далеко не каждый выдерживает такой график. Ведь если работы много – допустим, осадки выпали или накаты надо срезать, то и в выходные работаем. Допустим, в пятницу почистили, отработали, но в ночь на субботу снег опять пошел, и мы выходим. Или все выходные снег идет, значит, и в воскресенье – на ногах. Я в выходные утром встаю и первым делом иду к окну: как погода? Постоянно на связи: вдруг мастер вызовет на линию? Можно сказать, что мы даже когда спим, ждем звонка… Летом вроде должно быть полегче, но начинается дача. Я прихожу домой, отвожу семью на природу, сам немного прилягу отдохнуть, и встаю – надо что-то полезное сделать. Хорошо хоть темнеет позже, на домашнюю работу больше времени остается, но на отдых опять же – нет.

Можно ли назвать нынешнюю зиму особо холодной и снежной? Николай Федоров считает, что каждый зима по-своему непростая. Даже если в начале сезоне осадков бывает немного, то потом как начнет сыпать, то все рекорды побьет и свое возьмет, рассказывает специалист.

Как же водителю удается выдерживать непростые условия работы? В чем черпает силы?

– Самое главное: привычка и ритм. Вот машина сломается, три дня простоишь на ремонте, из графика выбьешься и думаешь: скорей бы на линию! Главное, постоянно быть в тонусе. А в тонусе – когда ты в процессе. Ведь нам даже спортом заниматься не надо специально. Как встал в полтретьего, так и началось: здесь и приседаешь, и отжимаешься, и лопатой снег кидаешь, и гайки крутишь, и набегаешься за весь день. В тренажерный зал ходить не надо».

Характеризуя свой участок, водитель рассказывает, что есть среди улиц самая любимая, потому чистить ее одно удовольствие: Свердлова. И есть самая неудобная и трудная: К. Маркса.

– Особенно участок от Суворова до Первомайской: все забито машинами, ни проехать ни пройти. На Ленина движение большое – работать сложно, плюс таксисты свои машины ставят, к парковкам не подобраться. И на Горького тоже Газели понаставят в ряд. Даже приходится к сотрудникам ГИБДД за помощью обращаться, чтобы они посодействовали, и водители маршруток парковки освободили. Мы же чистим и саму дорогу, и парковки: зимой от снега, летом их моем. И порой с боем приходится добиваться того, чтобы водители убрали свои машины. Одни с пониманием относятся, другие могут обругать. Недавно вот на К. Маркса грейдер снег сгребал. Так мужик вышел, в окно камень бросил и разбил стекло. Так что работники ЦМУ должны обладать не только отменным здоровьем, но и большой выдержкой и терпением.

Николай Иванович родом он из Мошковского района: армию отслужил, женился, и жена его в Бердск переманила. Супруга узнала, что на предприятии нужны водители, сначала привела его за руку. А потом и сама устроилась диспетчером, доработала до ветеранского звания, и теперь внуков воспитывает. Вот так почти 40 лет рука об руку и трудились Федоровы в МБУ «ЦМУ» Бердска.

 – Тогда ведь для нас мотивация хорошая была. Сначала двухкомнатную квартиру обещали, потом садики дочкам выделили, дальше ждали трехкомнатную. И все это своевременно получали. Правда, трудиться приходилось за социальные блага по 10-12 часов в сутки, потому что штат и парк техники были поменьше.

Николай Иванович  – тоже на особом счету в ЦМУ: в его послужном списке десятки грамот и благодарностей;  в 2018 году его фотография занесена на городскую Доску Почета. Да и коллектив предприятия для него уже давно стал родным: специалисты подобрались надежные, отменные.

– Мы все стараемся для людей как можно лучше сделать. И когда слышим, что кто-то недоволен, то приводим слова наших знакомых и родственников, живущих в Новосибирске: «У нас не проехать – не пройти, ни заехать – не выехать. А в Бердск заезжаешь, как в рай – все расчищено, благоустроено, комфортно и красиво!». И таких отзывов кругом гораздо больше.

«Работать привык так, чтобы тебя уважали»

Петр Дубовицкий, тракторист 4 разряда, в центре муниципальных услуг трудится всего пять лет. Но уже успел сникать уважение в коллективе. Говорит, что сначала было тяжело, потом втянулся и привык. Зимой он ведет борьбу со снегом, а летом ему поручают более «тонкую» работу: с мая до октября наносить разметку на дороги города.

– Я считаю, что работать надо так, чтобы не только тебя все в коллективе уважали, но и ты сам себя уважал. Так что стараюсь к делу подходить очень ответственно, проявлять себя с лучшей стороны. Тем более что результат нашего труда виден сразу: если кругом чистота, порядок, дороги почищены – значит, потрудились с душой. А на предприятии работать можно: зарплату платят регулярно, коллектив хороший.

В зимний период тракторист работает на тракторе «Беларусь», в составе второго звена очищает от снега микрорайон. Коммунальщики начинают с улиц, на которых самое большое движение: Красная Сибирь, Лунная. Чистят заезды от основных дорог до домов,  детской поликлиники и больницы на Боровой, часто их бросают на уборку межквартальных дорог, которые ведут к садикам и школам.

– Задача стоит конкретная: качественно очистить от  снега дороги, перекрестки, остановки – чтобы не было ни снега, ни наледи. И когда мы с этой задачей справились, освободили все дороги и подъезды к учреждениям от снега, то идем домой с работы, испытывая чувство удовлетворения. Понимаем, что от нас зависит, с каким настроем поедут горожане на работу, будут ворчать или вспоминать нас добрым словом. А обратную связь в наше время на нашу работу  получить очень просто. Открываешь интернет: одни пишут, что снег не убран; другие отмечают, что наоборот, каждый день едут на работу, и всегда снег почищен. Возможно, бывает, что их претензии обоснованы: мы же убираем улицы постепенно, не все сразу. Хотелось бы рассчитывать на понимание бердчан, потому что в любом случае мы работаем для них и делаем от нас все возможное.

Добавить комментарий