Тема встречи звучала: “Сердце отдаю детям”. И поэтому героинями ее стали ведущие педагоги Бердска: учитель начальных классов лицея №6 Татьяна Полонская, учитель математики школы №11 Галина Аводкова и преподаватель Бердского политехнического колледжа Елена Лисинкина.
Татьяна Полонская: «Каждому даются крылья, надо помочь взлететь!»
Татьяна Николаевна Полонская – 19 лет из 30-летнего стажа посвятила себя обучению детей школы №5, сейчас учитель начальных классов высшей квалификационной категории, методист лицея №6, лауреат областного конкурса «Учитель года», победитель областного конкурса «Лучший педагогический работник Новосибирской области».
Вот оценка труда Татьяны Николаевны родителей ее учеников: «Она учитель от Бога! Это подтвердят не только её ученики, но и все родители! Как она умеет и похвалить ребенка, и корректно обратить внимание на ошибки, чтобы не отбить желание ребенка учиться и доверять взрослым. Какой бы класс она не взяла, он обязательно под её руководством будет лучшим! Причем, все родители и дети обязательно захотят быть сопричастными к общим успехам. Равнодушных у неё никогда не бывает! Она – сильный мотиватор. Знает, как сочетать мягкость и строгость в обучении подрастающего поколения, никогда не пасует перед трудностями, за любое движение вперед и личностное развитие – и учит этому детей. С ней дети становятся самостоятельными и творческими! Ценят друг друга, свою семью и Родину. А какие она проводит родительские собрания! Содержательно наполненные, с хорошей грамотной речью – заслушаешься невольно и залюбуешься профессионализмом учителя, его мудростью, широким кругозором, душевной щедростью, даром убеждения и прозорливым взглядом на каждого ребенка. Для нас она – идеал учителя! Для нас она – Данко с горящим сердцем, которое очень давно отдала детям!».
А ученик Татьяны Николаевны, учащийся кадетского класса одной из Московских школ Денис Чекмазов поблагодарил ее из столицы нашей Родины, прочел стихи, в которых признался, что никогда не встречал такого творческого и ищущего человека, что ее улыбка согревает всюду, и передал букет цветов.
«Сердце отдаю детям»… Для того, чтобы раскрыть себя в этой фразе, Татьяна Николаевна постаралась просмотреть свою жизнь, как небольшой диафильм. Итак, кадр первый.
– Так сложилась жизнь, что вместо запланированного института иностранных языков, куда я собиралась, поступила в педагогический институт. Поэтому ремарка первая: не все то, что мы планируем, есть наш будущий жизненный путь. Он может поменяться в любую минуту. А потом я пришла в школу. Учителей не хватало, и нас, студенток, пригласили после учебы в вузе преподавать. И я встретила добрых детей. А это очень важно. Потому что добро – это любовь, свет. И когда ты работаешь и видишь добрые глаза детей, ты хочешь помогать сохранить свет и добро в их глазах. Помню, как мы бежали после института в школу голодными: если везло, покупали булочку по пути. И вот однажды я прибежала на урок, спешу, чтобы не опоздать, захожу. В классе сидят ученики, спокойно читают учебники. Чувствую умопомрачительный запах свежеиспеченной булочки. И в тишине голос: «Вы кушайте, мы ее для вас принесли». И это было первым крючком, который меня в образовании зацепил.
Потом был интерес. Я тот учитель, который любит учиться. Я искренне считаю, что человек живет до тех пор, пока он учится: неважно чему – новая книга, выставка, музыка, которой ты никогда не занимался, главное было желание пойти и что-то узнавать. И однажды пришла завуч и сказала: «В общем, там что-то придумали с развивающим обучением. Ты поедешь и посмотришь». Вот так меня отправили в долгоиграющий забег в новой системе развивающего обучения. И я в него влюбилась. Это было вторая любовь. Я поняла: если вот так учить детей, интересно, то мне это нравится.
Я не могу сказать, что на моем пути все было идеально. Но самое главное, было желание работать, и были рядом те, кто готовы были тебя поддержать. Я с благодарностью вспоминаю моего наставника Анну Михайловну Аксененко, которая была удивительной женщиной и прекрасным учителем. Она научила меня, что судить детей строго нельзя. Можно и нужно требовать, оценивать, но нужно понимать, до какой степени. Каждому даются крылья: кому-то сразу большие, кому-то меньше. И очень важно – помочь взлететь.
Был момент, когда я, как многие другие, решила уйти из школы. Но я встретила директора школы, в которой училась, и она сказала мне слова, которые определили мою дальнейшую жизнь: «Работать надо там, где ты умеешь что-то хорошо делать». Я долго думала, потом взяла в руки открытки, подписанные детьми и родителями, памятные фотографии своего класса. И поняла: я могу хорошо учить, и я хочу хорошо учить! Меня часто спрашивают: «Тяжело работать в образовании?». Да. Тяжело, когда родители приходят с фразой «Вы должны». Когда тебе дают различные указания, и ты делаешь совершенно бессмысленные вещи и понимаешь, что у тебя нет времени на урок. А он должен родиться в тишине и размышлении, и когда он родился, тебе хочется зайти и его сделать красиво. Чтобы дети сказали: «Уже звонок? А что, урок прошел, мы и не заметили!». Благодаря такому ты хочешь работать дальше. Так что же нас подпитывает, помогает держаться? Помогает вера в то, что невозможно засеять поле и вырастить стопроцентным урожаем, но можно сделать все, что ты должен сделать. И быть признательным, если у кого-то загорятся глаза, и детки пойдут по этой жизни дальше. Что касается фразы «Сердце отдаю детям», я не верю в утопическую любовь. Невозможно любить всех. Но я искренне считаю, что уважать человека в ребенке нужно всегда. Он маленький, но человек, он с трех лет знает, что хорошо, а что плохо. И для меня всегда важно было: не обманывай ребенка, не лицемерь, и ты получишь сторицей. Поэтому я осталась в профессии и счастлива, что могу делиться своими знаниями с маленькими детьми, делиться своим мировоззрением, потому что хорошие люди вырастают из хороших детей. И я постараюсь делать все, чтобы воспитать и вырастить именно хороших детей.
Галина Аводкова: «Мои ребята – это продолжение меня»
Галина Васильевна Аводкова – выпускница школы №11, учитель математики высшей категории, победитель конкурса лучших учителей России, Отличник народного просвещения, “Заслуженный учитель РФ”. Общий стаж работы: 47 лет, педагогический стаж 47 лет, стаж работы в одиннадцатой школе 47 лет. Ее ученики называют ее путеводной звездой, наставником, который вёл не только дорогой знаний, но и дорогой в жизнь.
«Она превосходный психолог. Ей достаточно просто взглянуть на человека, чтобы понять, какое у него настроение». «Она Учитель не по профессии, а по призванию. Всегда поймет, всегда поможет, иногда пошутит, чтобы избавить ребёнка от напряжения. Более искреннего и открытого учителя я не встречал!». «Это прекрасный учитель, профессионал своего дела, ещё и великолепнейший Человек, подаривший моей жизни нравственные ориентиры, которые невозможно получить дома или почерпнуть из книг. Своим ярким жизнелюбием она научила любить жизнь вне зависимости от перенесенного горя и боли утраты родного человека. Она шепнула мне на уроке, когда я, давясь слезами обиды, считал, что весь мир против меня: “Я понимаю тебя, знаю, что такое смерть, что такое боль. Но, Серёжа, пусть это будут твои самые горькие слёзы».
А вот от родителей: «Спасибо за настроение! Очень любим бывать на Ваших мероприятиях! Всегда с нетерпением ждём той самой «грозди винограда», которую достать можете только Вы! Можно сказать, что Вам везёт на талантливых детей: все пляшут, поют, читают стихи, играют. Но дело, конечно же, не в везении. Глядя на Ваших ребятишек, видно, сколько труда и сил, заботы и любви вложено учителем».
Галину Васильевну тема встречи, прежде всего, натолкнула на размышления о том, как же трудно сегодня сердце отдавать детям.
– Как же в наше тяжелое время нелегко работается учителю! Поэтому остановлюсь на тех проблемах, которые стоят перед каждым учителем. Сейчас страна переходит на единые учебники. Это хорошо и правильно. Но при подготовке к урокам нужно перелопатить такой огромный материал. Допустим, иду по своему учебнику, а в нем нет каких-то тем. Мне нужно их найти, почитать, доработать и при этом детям дать домашнее задание. Вторая проблема, которой мне хотелось бы мне поделиться, это эгоцентризм ребенка. Вот рождается ребенок, ему всего годика 2, а его уже везут в бассейн, английскую школу, потом на каратэ. То есть, он центр вселенной, единственный и неповторимый, и с этим идет по жизни. У детей нет обязанностей, а прав хочется все больше. Сегодня очень сложно работать с новым, молодым поколением и находить с ним точки соприкосновения.
Следующая проблема, которая волнует многих: это формализм, который пришел в школу. Сколько должен сделать учитель работы, кроме основной? Он должен подать какие-то списки: например, в январе написать, где будут дети отдыхать в июле. А сколько мы проходим тестирований, вам и не снилось. Следующая проблема: это взаимоотношения между детьми, между учителем и учеником, между учителем и родителями. Нам сейчас учителям «очень легко» работать: каждый второй родитель – методист. Каждый знает, как надо учить, чему учить, и учит нас этому. Я не хочу сказать, что мы идеальные, мы все разные и тоже иногда бываем неправы. Но я всегда считала, что любой конфликт можно решить по-человечески.
Галина Васильевна вспомнила, кто поддержал на ее пути в образовании, был ее путеводной звездой в жизни и ориентиром в профессии.
– Я пришла в школу после института – в 21 год уже стояла перед классом. Родители первых детей были все с высшим образованием, была элита, сотрудники БЭМЗа. Они были возраста моей мамы. И вот я провожу родительское собрание. Готовилась основательно, выписывала цитаты, а потом учила их, как нужно воспитывать детей, не имея еще своих собственных. И я настолько благодарна родителям за то, что никто из них ни разу не сказал плохого слова. Они видели, как девчонка старается. И с таким пониманием, с таким теплом относились к классному руководителю своих детей. Может быть, благодаря им, я столько лет простояла у учительского станка.
Я просто хочу сказать, что в процессе воспитания участвуют три великие силы: это ребятишки, родители и педагоги. И если они не противоборствуют, а идут в одном направлении, во благо дитя, тогда все у нас будет в полном порядке. Наверное, самое главное в профессии учителя: не врать. Какой ты есть человек, таким и входи в класс. И еще: каждый человек, каких бы высот не достиг, он всегда должен помнить тех, кто все эти годы был с тобой рядом. И быть благодарным им. Я благодарна своей мамочке, которая была той путеводной звездой, на которую я равнялась. И, конечно, нужно быть благодарным своим наставникам. Я закончила 11 школу, пришла сюда работать. И низкий поклон нашим ветеранам, на которых держалось все нравственное начало общества.
Елена Лисинская: «Сердце отдаю детям, и не жалко – пусть берут!»
Елена Лисинская – преподаватель спецдисциплин БПК по специальности «технология машиностроения» высшей категории, призер конкурса «Педагог года», победитель регионального конкурса «Рационализаторское предложение». Прежде чем начать обучение студентов, получив первый диплом БЭМТа, Елена Сергеевна 16 лет отработала на производстве. И уже 17 лет учит и воспитывает студентов БЭМТ, БЭМК, сейчас БПК. Сегодня в нашем зале выпускники нашей героини, занимающие руководящие должности на производстве, но не забывающие о своём замечательном преподавателе, профессионале своего дела. В музее колледжа хранится не один реальный проект дипломных работ выпускников, выполненных под руководством Елены Сергеевны.
«О-о!!! Это наш человек! Грамотный преподаватель, хороший куратор. Всему, чему учила, все эти знания стали прочным фундаментом моей профессиональной деятельности, всё пригодилось! У неё всегда очень интересные идеи, конкретные классные часы. Она несёт своим студентам мир, добро, человечность. Спасибо Вам за нас! Я желаю Вам крепкого здоровья, гордости за нас, выпускников!» – адресовал теплые слова Елене Сергеевне Никита Есешкин, сотрудник крупной Новосибирской компании.
Елена Лисинская о работе учителя мечтала с детства. Но жизнь часто меняет наши планы по-своему усмотрению. В 1983 году бердчанка поступила в БЭМК на специальность «Эксплуатация и наладка станков с числовым программным управлением и автоматических линий». Два курса чувствовала себя не в своей тарелке, а на третьем курсе, наконец, поняла суть своей профессии и влюбилась в нее безвозвратно.
– Нашу профессию нельзя не любить. Можем все, сами посудите: взять кусок металла и сделать из него самолет, который будет летать, или кофеварку. В колледж я попала случайно в 2006 году: пришла посмотреть и в результате осталась здесь работать. Знаете, как работает коллайдер: два электрона на огромной скорости несутся навстречу друг другу, сталкиваются, взрыв, и все – распались на какие-то новые частицы, образовались вещества. Так и у меня произошел взрыв: две любви моей жизни – машиностроение и дети, столкнулись, взорвались и образовалась моя судьба, неразрывно связанная с детьми, с моими студентами.
Мне нравится моя работа, нравится заходить в кабинет с журналом. Мне нравится объяснять материал. Нравится работать с отстающими, они еще те у нас философы. Мне нравится разговаривать с ребятами: о любви, о чести, достоинстве, Родине. Я горжусь своими студентами, их профессиональным ростом. Поводов гордиться много: сдал задолженность, выиграл конкурс, женился, дочь родил, в газете напечатали. Когда они заканчивают колледж и уходят, то часть нашего сердца уносят с собой. Я не знаю, откуда что берется, потому что приходят другие дети, и мы опять готовы им дать свое тепло и любовь, а они опять уходят, забрав частичку нас. А некоторые остаются в нашем колледже. Есть у нас выпускник, который остался с нами и работает преподавателем. Есть такое красивое слово «наставничество»: вот так мы с Андреем Валерьевичем Епифановым делимся своим опытом, наработками, приемами. А в ответ получили надежное плечо, опору, прекрасного специалиста, на которого можно положиться, успехами которого я очень горжусь.
А еще мое сердце принадлежит моей дочери. Моя дочь – моя душа, моя самая красивая песня, моя гордость, надежда, опора. Я рада, что она работает со мной и я могу следить за ее достижениями, за ее профессиональным ростом. А мои студенты сейчас работают на большом количестве очень важных для страны предприятий. Они такие же патриоты, как те ребята, которые находятся на СВО. Ребята, я горжусь, что наши пути встретились, пересеклись, каждый поделился частью своей души и стал богаче и счастливее.
«Желаем побольше детей-медалистов!»
«Полный восторг! Вот это учителя! Повезло их ученикам!». Присутствующие на встрече были очарованы героинями проекта; коллеги, ученики, их родители, представители администрации говорили в адрес своих кумиров комплименты, дарили цветы.
Управляющий делами администрации Бердска Наталья Крестьянова отметила, что педагог – это не просто учитель, который делится знаниями, это наставник, который помогает нам определиться с жизненным путем. И поэтому труд этих женщин бесценен.
“Спасибо вам за ваш профессиональный творческий подвиг!” – выразил общее отношение к учителям депутат Законодательного Собрания НСО Валерий Бадьин, имея в виду и их вклад в воспитание детей, и откровение, которое особенно интересно было послушать молодому поколению.
Проект Союза женщин города Бердска «Наедине со всеми» давно полюбился бердчанам и очень востребован городским сообществом. За 8 лет проведения встреч более сорока женщин, являющихся образцом человечности и успеха, готовых делиться своим опытом и секретами профессионального мастерства, стали героинями проекта.
В школе №12 прошел ежегодный городской квест «В поисках интеллектуального клада - 2024» по теме…
4 ноября в концертном зале имени А.М. Каца состоялась презентация опорных площадок проекта «Сибирь –…
Бердчан с городом-побратимом Белым связывают годы многолетнего сотрудничества и теплая дружба: поисковая работа и память…
Народные избранники на заседании комитета по градостроительству и городскому хозяйству рассмотрели проект лесохозяйственного регламента Бердского…
В финале Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0» за победу боролись 60 команд, и ВПК "Гвардия"…
Голографические проекторы с "зеброй" появились сразу на двух нерегулируемых пешеходных переходах - один расположен у…