Общество

Пропустили поезд по неукрепленному железнодорожному мосту через Бердь

О неизвестных фактах, связанных со строительством железнодорожного моста через Бердь более 100 лет назад, рассказали бердчанам. В рамках музейных чтений Игорь Степанов, журналист, краевед и член российского краеведческого общества, поделился с собравшимися информацией, которая была неизвестна даже сотрудникам музея. На этот раз он рассказал об инженере Михаиле Ильиче Евдокимове-Рокотовском – строитель и ученый принимал активное участие в строительстве железнодорожного моста через Бердь с 1913 по 1915 годы.

– Он называл себя инженером и, судя по всему, именно Михаил Ильич рассчитывал все нагрузки, определял габариты и параметры объекта, – отметил он. – Известно, что он построил и спроектировал немало объектов, был награжден за заслуги орденами и медалями.

Игорь Степанов пояснил: все данные, в том числе и чертежи, он получил благодаря тому, что в в 1925 году в вестнике «Сибирский инженер» была опубликована статья ученого. Михаил Ильич посвятил ее как раз строительству моста через Бердь. И в описание были включены не только моменты, связанные с инженерными изысканиями, но художественные отступления. Текст это только украсило, а потомком подарило возможность узнать просто невероятные истории.

Так в статье рассказывалось, что для установки опор требовалось открыть дамбу и спустить воду – в этом случае строителям было бы намного проще работать. Однако договориться об «избавлении» от воды с владельцем мельницы, наследником купца Горохова не удалось – Сергей Горохов отказался открывать дамбу. Дело в том, что в этом случае он лишился бы прибыли на несколько месяцев. В итоге пришлось идти по более сложному пути – решено было провести работы в открытых колодцах с откачкой воды.

– Интересно, что ученый в своей книге описывал похожий случай. Во время строительства одного из мостов мельник согласился спустить воду и пожертовать прибылью. Стройку тогда провели по легкому варианту. Мельница не работала два месяца – владелец пошел на это за небольшое вознаграждение. Такая была практика была, – рассказал Игорь Степанов.

Известно, что вариант с открытыми колодцами оказался нерабочим – вновь пришлось менять технологию. Вместо открытых колодцев сделали закрытые – кессоны. Но и в этой ситуации возникли проблемы. Один кессон подмыли подземные ключи, затем из-за течения он изменил положение – наклонился в сторону. Его попытались вернуть на место, а после того, как попытка не увенчалась успехом, было принято решение взорвать его. В итоге кессон разбирали вручную, а для установки нового создали искусственный остров.

Строительство продолжили, мост поставили на опоры и собрали, однако закрепить полностью все элементы не успели. И именно в этот момент потребовалось по мосту, который еще не был полностью готов, пропустить поезд из Новониколаевска.

– Посчитали – решили, что пройдет. Взяли для этого самый легкий паровоз. И он прошел. С одного берега на другой. Но в итоге было замечено, что на одном из участков образовался выгиб и горб внутри моста. Величина прогиба составила 18 см. Но ведь груженый поезд требовалось провести обратно – и его снова пропустили по мосту. После его прохода выгиб стал больше – уже 32 см. Строители взяли инструменты и выпрямили все раскосы. Поставили дополнительные усиливающие элементы и везде, где требовалось, заклепки. Исправления дали хороший результат – больше не было проблем, – поделился лектор.

Интересно, что Михаил Евдокимов-Рокотовский впоследствии работал в Новосибирске – преподавал в Сибстрине (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет). Однако жить в Сибири он не остался и переехал в Горький.

Отметим, что Игорь Степанов в прошлом году обратился к администрации города с предложением присвоить имя Михаила Ильича привокзальной площади в Бердске. Ему ответили, что такая инициатива должна быть оформлена определенным образом. В частности, нужно, чтобы в инициативной группе было не менее 25 человек – тогда предложение будет рассмотрено. Краевед не исключает, что займется этим вопросом.

– Есть же в Новосибирске площадь Гарина-Михайловского, который сделал для Новосибирска в плане строительства железнодорожного моста не меньше, чем Евдокимов-Рокотовский для Бердска. И был увековечен. И даже звучать будет красиво – площадь Евдокимова-Рокотовского, – считает журналист.

Железнодорожный мост через реку Бердь впоследствии разобрали – сейчас на его месте находится современный мост. По словам Игоря Степанова, никто точно не может сказать, убрали ли старые опоры полностью – возможно, они до сих пор используются хотя бы частично

Елена Иванова

Последние новости

МегаФон раскинул сети в крае рыбаков и охотников

Около 600 жителей двух отдаленных поселений Новосибирской области получили мобильную связь и интернет МегаФона. Инженеры…

13.11.2024

Меланому выявляют у молодых бердчан

С осторожностью посещать страны с высокой солнечной активностью призывает заведующий центром амбулаторной онкологической помощи в…

13.11.2024

Вышел в свет свежий выпуск “Бердских новостей” от 13 ноября 2024 года

Напоминаем, что газету можно не только приобрести, но и взять на бесплатных стойках. Также доступна…

13.11.2024

В Бердске пройдет финал всеобластного турнира “Время пЕРвых”

Бердчане увидят яркую программу, насыщенную интересными номерами, почувствуют накал спортивных страстей и творческий потенциал участников.…

13.11.2024

Человек-эпоха: Михаил Хряков поднимал Бердск после переноса на новое место

100 лет исполнилось Михаилу Хрякову - человеку неординарному, яркому, талантливому.

12.11.2024

ВАРМСУ стала опорой для развития российских муниципалитетов

Эксперты страны подвели итоги работы Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления на площадке ВЭБ.РФ в рамках…

12.11.2024