Общество

Пропустили поезд по неукрепленному железнодорожному мосту через Бердь

О неизвестных фактах, связанных со строительством железнодорожного моста через Бердь более 100 лет назад, рассказали бердчанам. В рамках музейных чтений Игорь Степанов, журналист, краевед и член российского краеведческого общества, поделился с собравшимися информацией, которая была неизвестна даже сотрудникам музея. На этот раз он рассказал об инженере Михаиле Ильиче Евдокимове-Рокотовском – строитель и ученый принимал активное участие в строительстве железнодорожного моста через Бердь с 1913 по 1915 годы.

– Он называл себя инженером и, судя по всему, именно Михаил Ильич рассчитывал все нагрузки, определял габариты и параметры объекта, – отметил он. – Известно, что он построил и спроектировал немало объектов, был награжден за заслуги орденами и медалями.

Игорь Степанов пояснил: все данные, в том числе и чертежи, он получил благодаря тому, что в в 1925 году в вестнике «Сибирский инженер» была опубликована статья ученого. Михаил Ильич посвятил ее как раз строительству моста через Бердь. И в описание были включены не только моменты, связанные с инженерными изысканиями, но художественные отступления. Текст это только украсило, а потомком подарило возможность узнать просто невероятные истории.

Так в статье рассказывалось, что для установки опор требовалось открыть дамбу и спустить воду – в этом случае строителям было бы намного проще работать. Однако договориться об «избавлении» от воды с владельцем мельницы, наследником купца Горохова не удалось – Сергей Горохов отказался открывать дамбу. Дело в том, что в этом случае он лишился бы прибыли на несколько месяцев. В итоге пришлось идти по более сложному пути – решено было провести работы в открытых колодцах с откачкой воды.

– Интересно, что ученый в своей книге описывал похожий случай. Во время строительства одного из мостов мельник согласился спустить воду и пожертовать прибылью. Стройку тогда провели по легкому варианту. Мельница не работала два месяца – владелец пошел на это за небольшое вознаграждение. Такая была практика была, – рассказал Игорь Степанов.

Известно, что вариант с открытыми колодцами оказался нерабочим – вновь пришлось менять технологию. Вместо открытых колодцев сделали закрытые – кессоны. Но и в этой ситуации возникли проблемы. Один кессон подмыли подземные ключи, затем из-за течения он изменил положение – наклонился в сторону. Его попытались вернуть на место, а после того, как попытка не увенчалась успехом, было принято решение взорвать его. В итоге кессон разбирали вручную, а для установки нового создали искусственный остров.

Строительство продолжили, мост поставили на опоры и собрали, однако закрепить полностью все элементы не успели. И именно в этот момент потребовалось по мосту, который еще не был полностью готов, пропустить поезд из Новониколаевска.

– Посчитали – решили, что пройдет. Взяли для этого самый легкий паровоз. И он прошел. С одного берега на другой. Но в итоге было замечено, что на одном из участков образовался выгиб и горб внутри моста. Величина прогиба составила 18 см. Но ведь груженый поезд требовалось провести обратно – и его снова пропустили по мосту. После его прохода выгиб стал больше – уже 32 см. Строители взяли инструменты и выпрямили все раскосы. Поставили дополнительные усиливающие элементы и везде, где требовалось, заклепки. Исправления дали хороший результат – больше не было проблем, – поделился лектор.

Интересно, что Михаил Евдокимов-Рокотовский впоследствии работал в Новосибирске – преподавал в Сибстрине (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет). Однако жить в Сибири он не остался и переехал в Горький.

Отметим, что Игорь Степанов в прошлом году обратился к администрации города с предложением присвоить имя Михаила Ильича привокзальной площади в Бердске. Ему ответили, что такая инициатива должна быть оформлена определенным образом. В частности, нужно, чтобы в инициативной группе было не менее 25 человек – тогда предложение будет рассмотрено. Краевед не исключает, что займется этим вопросом.

– Есть же в Новосибирске площадь Гарина-Михайловского, который сделал для Новосибирска в плане строительства железнодорожного моста не меньше, чем Евдокимов-Рокотовский для Бердска. И был увековечен. И даже звучать будет красиво – площадь Евдокимова-Рокотовского, – считает журналист.

Железнодорожный мост через реку Бердь впоследствии разобрали – сейчас на его месте находится современный мост. По словам Игоря Степанова, никто точно не может сказать, убрали ли старые опоры полностью – возможно, они до сих пор используются хотя бы частично

Елена Иванова

Последние новости

Область вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Регион для молодых»

Новосибирская область вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Регион для молодых». Отметим, что проводился этот…

28.06.2025

Бердчане за ленточкой получили очередную партию гуманитарной помощи от земляков

Груз передан адресатам, добровольцы волонтерского движения "Армия добра" Андрей Пилько и Юрий Резинкин возвращаются домой.

28.06.2025

Обладатели красного диплома БПК: «Колледж сделал из меня Человека»

Выпускники Бердского политехнического колледжа, которые блестяще освоили выбранную профессию, поделились с «БН», как им удалось…

28.06.2025

Выпускникам Бердского политехнического колледжа вручили красные дипломы

Сегодня в Бердском политехническом колледже чествовали выпускников, которые освоили профессию «на отлично».

27.06.2025

В Бердске пройдет рейд «Нетрезвый водитель»

С 27 по 30 июня в Бердске пройдет оперативно-профилактическое мероприятие «Нетрезвый водитель». Как пояснила инспектор…

27.06.2025

День семьи, любви и верности Бердск отметит грациозно и с пафосом

Запланированы многочисленные мероприятия. Представляем вашему вниманию основную афишу. 28 июня В 11:00 слет-фестиваль бердских семей…

27.06.2025