Бердские новости

Преподаватель Марина Таранова из Бердска: «В моей жизни победила математика»

О преподавателе Марине Тарановой коллеги говорят: все, что она делает в профессии и в жизни, – повышенной сложности. И это действительно так. Педагог обучила математике несколько сотен учеников: ее первым выпускникам школ больше 50 лет, вузовским – по 40. Ее достижения оцениваются не количеством, а качеством. Марина Таранова написала больше 150 книг и научных работ, она кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и математического анализа, профессор РАЕ. А ее воспитанники добились успеха в педагогике и науке, играют важную роль в образовательных учреждениях города и региона, занимаются бизнесом международного уровня.

Сейчас Марина Таранова преподает математику на факультете алгебры и математического анализа НГПУ

Все лучшее заложено в одиннадцатой школе

Марина Таранова со школы решила стать учителем. И с тех пор ни разу не пожалела. И всегда с уверенностью говорит: все, что в нее было заложено лучшего – заложено в одиннадцатой школе.

– Рядом со мной были такие учителя! Я такой заряд получила работоспособности. Моим преподавателем математики была Ольга Константиновна Якимова. В том, что я полюбила математику и хорошо училась, ее заслуга. Когда какой-то урок отменялся и можно было поиграть в мяч, она появлялась и говорила: «Детки, математика!». На уроках, как только я заканчивала одно задание, у меня на столе лежала новая карточка. Ни минуты я не проводила в праздности. Весь учительский коллектив был, как одна семья. Или это время было такое, когда один за всех, и все за одного. У меня непросто сложилась жизнь. Я рано осталась одна без мамы, и с восьмого класса жила одна. Но всегда рядом со мной были любимые педагоги. И всегда у меня была математика. А еще – музыкальная школа. Музыкальную литературу вела Светлана Васильевна Кушниренко, в которую я влюблена по сей день. Мой педагог по фортепиано Алектина Витальевна Краснопевцева – тоже изумительный человек. И когда я заканчивала школу, у меня была дилемма: музыкальное училище или НГПИ? Точная математика или музыка?

Учила по Сухомлинскому: любовь к предмету и требовательная строгость

В итоге победила математика. Марина Владимировна поступила в НГУ. Но она четко понимала, что без практики не получится хорошего педагога, не удастся сказать свое слово в педагогике или науке. И она целенаправленно пошла в НГПИ. И опять же ни дня не жалела об этом. И каждый день на работу шла радостью. И демонстрировала свою безумную любовь к математике, старалась показать, сколько в этом предмете интересного. У Тарановой на уроках всегда много разных методических фишек и изречений, она устраивает с детьми матбои, ребята у нее поют оду трапеции. При этом Марина Владимировна всегда обучала по Сухомлинскому, взяв за основу главный принцип: справедливая строгость.

–  Я вырабатывала у детей строгость и требовательность к самому себе, непримиримость к лени. Я всех прощаю, но предмет математики таков, что требует дисциплины ума, дисциплины в освоении материала. Например, каждый урок я начинала с того, что проводила опрос: по определениям, теореме или домашней работе. И называла его летучий опрос. И мне одна родительница однажды сказала: «Хотите секрет? Вы знаете, как дети его называют? Летальный исход». Мы посмеялись, но это действительно необходимо: надо постоянно детей держать в тонусе. Зато видна картина каждый день, ты знаешь, над чем нужно работать и к чему стремиться. Потому что математическое знание – это всегда системное знание.

Бердск – профессиональное становление

Еще одна профессиональная черта, которая отличает математика Марину Таранову: она всегда прокладывала новые пути, внедряла новые практики обучения.

– Первое место, где я работала: ПТУ №16. Потом мужа распределили на Камчатку, и я преподавала математику в Ивашинской школе. После очередной проверки заведующий районо сказал: «Из этой девочки выйдет толк». А тогда внедряли новые учебники Погорелова. И мне поручили читать курс по освоению новой программы. Спустя 10 лет работы на Камчатке приехали в Бердск, и я устроилась в школу №6. И этот период я бы назвала своим профессиональным становлением. В школе работала завучем Тамара Дмитриевна Коваленко, а Галина Александровна Ставицкая была заведующей школьным отделом управления образования Бердска. Я подошла к ним: «Хочу попробовать новую методику В.К. Дьяченко «Коллективный способ обучения». Суть ее в том, что ребенка вводишь в пространство самостоятельного познания, даешь ему инструменты, обучаешь им, а итогом должно стать повышение качества образования. Представьте, как надо было верить в меня, молодую и самоуверенную, чтобы поддержать инициативу? Мы создали группу учителей в Бердске, и первовоплотителями методики В.К. Дьяченко в 6-й и 11-й школах были мы с Галиной Васильевной Аводковой, моей подругой по духу. Переложили материал в опорные сигналы, по которым ребенок будет осваивать учебник. Работа колоссальная. Но зато эти учащиеся к середине учебного года закончили курс геометрии за 7 класс самостоятельно. И я помню, как потом Алина Кротова рассказывала: «Когда мы пришли на 1 курс, преподаватель математики в НЭТИ с восхищением спрашивал: «Господи, где вас учили?!». «Этот все Марина Владимировна», – отвечали студенты. Именно в лицее №6, за внедрение методики, по результатам ЕГЭ выпускников, меня удостоили звания «Кавалер медали Ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.

Звездные классы и любимые выпускники

Педагог Марина Таранова говорит и снова повторяет: «Все, в чем я состоялась в жизни, благодаря тому, что меня окружали замечательные люди. Это только их заслуга. Это хорошие дети, ради которых ты стремишься быть на высоте и желаешь поделиться с ними мастерством». И педагог может часами рассказывать о своих звездных классах и уникальных учениках.

– Все мои классы были прекрасные, но есть среди них незабываемые. Это класс, в котором учились Александр Санников, Эльданиз Шихлинский (Исфандияров), Саша Гофман, Женя Коваленко и другие. Лия Талипова (ей сейчас уже 43 года) – моя особая любовь: закончила школу №6 с медалью, поступила в НГУ на медико-биологический. Закончила, поступила в магистратуру на единственное бесплатное место в МГУ. Единственное место, которое было бесплатное в аспирантуру – она и туда прошла. В 30 лет защитила кандидатскую, потом докторскую. Она очень хороший врач-гинеколог, преподает в МГУ. В следующих выпусках учились Дима Эпштейн – кандидат физико-математических наук, преподает астрономию в НГПУ. Петр Паклин – эксперт по банковским рискам, Антон Михайлов – специалист в какой-то бизнес-структуре. А у Саши Санникова 10 детей, и при этом он автор инновационных разработок. Многие выпускники пошли по моим стопам, и это тоже большое счастье. Елена Ильина – учитель математики в лицее №7 Бердска, Елена Ботова – председатель методобъединения математиков Советского района, Александра Герб – завуч гимназии №1.

Теплая встреча с любимой ученицей Лией Талиповой

Сейчас Марина Таранова преподает математику на факультете алгебры и математического анализа НГПУ. Основное научное направление, которым она занимается: содержание проектов по математике. Очень любит участвовать в научных конференциях, потому что там происходит общение с единомышленниками, рождение новых, интересных проектов.

– С Московской ассоциацией по работе с одаренными детьми запустили сетевой международный проект «Математика и проектирование», в котором участвовали ребятишки Казахстана, России, Словакии, Болгарии, России. Выбрали несколько направлений, по которым можно организовать научную деятельность детей. Один ребенок, который был в этом проекте, попал в команду, которая в рамках программы «Дети – будущее России» едет от России, будет выступать с докладом на английском языке. Такие проекты помогают нестандартно мыслить, открывают возможности для людей, позволяют проявить в обычных ребятах их творческий и, в том числе, научный потенциал! За реализацию подобных проектов я получила нагрудный знак от НГПУ «За высокий профессионализм в работе», а также награждена «Золотым крестом» в рамках программы «Национальное достояние России. Наследие». И для меня это дорогого стоит. Это особые награды, признание профессионального сообщества.

А в этом году Марина Таранова реализовала проект «Родительский кабинет». Проводила онлайн-беседы: как помочь детям в обучении математики. «Как увлечь ребенка предметом? Какой у вас секрет?» – спрашивают ее родители.

– Я всегда говорю о мотивации. Почему я сама увлеклась математикой? Потому что рядом были люди, которые любили математику. Другого секрета нет: люби свое дело, которым ты увлечен, и это увлечение обязательно передастся детям. Оно может проявиться и выстрелить не здесь и сейчас. Но ребенок всегда отреагирует на увлеченного педагога. Потому что это образец: как нужно жить и работать. Потому что, если мы решаем задачу, и она не решается, мы часами бьемся над этой задачей. А это уже позиция, отношение к жизни. Это воспитание воли, характера, воспитание трудолюбия. А еще надо просто жить с ребенком, полезные книжки читать. Не надо говорить, что математика пригодится в жизни. Надо просто показать, что это очень интересно. Я советую всем приобрести Энциклопедии Аванта+, книги Яглома, занимательную геометрию. И если, решая логические задачи, ребенок вместе с вами что-то новое для себя откроет, это будет самым главным его достижением. Сначала интерес!

Я всему отдавалась так, что просто до упаду!

Еще один штрих к портрету, который характеризует нашу героиню и делает ее неотразимой: она всегда всему отдавалась с головой. Если работает, то добросовестно и по-честному, если занимается творчеством, то до упаду!

– Помню, когда в первом классе музыкальной школы исполняла «Во саду ли в огороде», я так раскачалась, что упала со стула. Была в таком экстазе, что прославилась на всю школу. С тех пор на академические концерты все ходили смотреть, когда Марина выступает, – вспомнила Марина Владимировна.

– А я вспоминаю «Учитель года», в котором Марина участвовала, и у нее были красные сапожки. Так она в творческом этапе так плясала, что сломала каблук. И он отлетел во время энергичного танца конкурсантки, – смеясь, вспоминает ветеран педагогического труда Галина Ставицкая. – А вообще Марина – супер-талант! И великая труженица. Как можно решить олимпиадную задачу? Только через громадный труд. Бесподобный человек и педагог. Побольше бы таких учителей!

Марину Владимировну Таранову обожают ее ученики, друзья, коллеги. Недавно на физико-математической смене один мальчик сказал: «А нам понравилась учительница, седая такая. Как она с одной задачкой завертела!». Педагог бережно хранит послания своих учеников, в которых благодарность за ее мудрость, любовь, профессионализм и теплые слова. «Я благодарю вас за то, что вы открыли мне мир математики, за то, что я смогла поверить в себя» – написала Наташа Переладова. «А я всегда считала, что самое важное предназначение Учителя – дать возможность ребенку поверить в себя», – убеждена Марина Таранова.

Наталия Захарова

Последние новости

Выпускники Бердского политехнического колледжа получили дипломы

629 выпускников Бердского политехнического колледжа получили путевку в жизнь.

29.06.2025

Область вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Регион для молодых»

Новосибирская область вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Регион для молодых». Отметим, что проводился этот…

28.06.2025

Бердчане за ленточкой получили очередную партию гуманитарной помощи от земляков

Груз передан адресатам, добровольцы волонтерского движения "Армия добра" Андрей Пилько и Юрий Резинкин возвращаются домой.

28.06.2025

Обладатели красного диплома БПК: «Колледж сделал из меня Человека»

Выпускники Бердского политехнического колледжа, которые блестяще освоили выбранную профессию, поделились с «БН», как им удалось…

28.06.2025

Выпускникам Бердского политехнического колледжа вручили красные дипломы

Сегодня в Бердском политехническом колледже чествовали выпускников, которые освоили профессию «на отлично».

27.06.2025

В Бердске пройдет рейд «Нетрезвый водитель»

С 27 по 30 июня в Бердске пройдет оперативно-профилактическое мероприятие «Нетрезвый водитель». Как пояснила инспектор…

27.06.2025