О преподавателе Марине Тарановой коллеги говорят: все, что она делает в профессии и в жизни, – повышенной сложности. И это действительно так. Педагог обучила математике несколько сотен учеников: ее первым выпускникам школ больше 50 лет, вузовским – по 40. Ее достижения оцениваются не количеством, а качеством. Марина Таранова написала больше 150 книг и научных работ, она кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и математического анализа, профессор РАЕ. А ее воспитанники добились успеха в педагогике и науке, играют важную роль в образовательных учреждениях города и региона, занимаются бизнесом международного уровня.
Все лучшее заложено в одиннадцатой школе
Марина Таранова со школы решила стать учителем. И с тех пор ни разу не пожалела. И всегда с уверенностью говорит: все, что в нее было заложено лучшего – заложено в одиннадцатой школе.
– Рядом со мной были такие учителя! Я такой заряд получила работоспособности. Моим преподавателем математики была Ольга Константиновна Якимова. В том, что я полюбила математику и хорошо училась, ее заслуга. Когда какой-то урок отменялся и можно было поиграть в мяч, она появлялась и говорила: «Детки, математика!». На уроках, как только я заканчивала одно задание, у меня на столе лежала новая карточка. Ни минуты я не проводила в праздности. Весь учительский коллектив был, как одна семья. Или это время было такое, когда один за всех, и все за одного. У меня непросто сложилась жизнь. Я рано осталась одна без мамы, и с восьмого класса жила одна. Но всегда рядом со мной были любимые педагоги. И всегда у меня была математика. А еще – музыкальная школа. Музыкальную литературу вела Светлана Васильевна Кушниренко, в которую я влюблена по сей день. Мой педагог по фортепиано Алектина Витальевна Краснопевцева – тоже изумительный человек. И когда я заканчивала школу, у меня была дилемма: музыкальное училище или НГПИ? Точная математика или музыка?
Учила по Сухомлинскому: любовь к предмету и требовательная строгость
В итоге победила математика. Марина Владимировна поступила в НГУ. Но она четко понимала, что без практики не получится хорошего педагога, не удастся сказать свое слово в педагогике или науке. И она целенаправленно пошла в НГПИ. И опять же ни дня не жалела об этом. И каждый день на работу шла радостью. И демонстрировала свою безумную любовь к математике, старалась показать, сколько в этом предмете интересного. У Тарановой на уроках всегда много разных методических фишек и изречений, она устраивает с детьми матбои, ребята у нее поют оду трапеции. При этом Марина Владимировна всегда обучала по Сухомлинскому, взяв за основу главный принцип: справедливая строгость.
– Я вырабатывала у детей строгость и требовательность к самому себе, непримиримость к лени. Я всех прощаю, но предмет математики таков, что требует дисциплины ума, дисциплины в освоении материала. Например, каждый урок я начинала с того, что проводила опрос: по определениям, теореме или домашней работе. И называла его летучий опрос. И мне одна родительница однажды сказала: «Хотите секрет? Вы знаете, как дети его называют? Летальный исход». Мы посмеялись, но это действительно необходимо: надо постоянно детей держать в тонусе. Зато видна картина каждый день, ты знаешь, над чем нужно работать и к чему стремиться. Потому что математическое знание – это всегда системное знание.
Бердск – профессиональное становление
Еще одна профессиональная черта, которая отличает математика Марину Таранову: она всегда прокладывала новые пути, внедряла новые практики обучения.
– Первое место, где я работала: ПТУ №16. Потом мужа распределили на Камчатку, и я преподавала математику в Ивашинской школе. После очередной проверки заведующий районо сказал: «Из этой девочки выйдет толк». А тогда внедряли новые учебники Погорелова. И мне поручили читать курс по освоению новой программы. Спустя 10 лет работы на Камчатке приехали в Бердск, и я устроилась в школу №6. И этот период я бы назвала своим профессиональным становлением. В школе работала завучем Тамара Дмитриевна Коваленко, а Галина Александровна Ставицкая была заведующей школьным отделом управления образования Бердска. Я подошла к ним: «Хочу попробовать новую методику В.К. Дьяченко «Коллективный способ обучения». Суть ее в том, что ребенка вводишь в пространство самостоятельного познания, даешь ему инструменты, обучаешь им, а итогом должно стать повышение качества образования. Представьте, как надо было верить в меня, молодую и самоуверенную, чтобы поддержать инициативу? Мы создали группу учителей в Бердске, и первовоплотителями методики В.К. Дьяченко в 6-й и 11-й школах были мы с Галиной Васильевной Аводковой, моей подругой по духу. Переложили материал в опорные сигналы, по которым ребенок будет осваивать учебник. Работа колоссальная. Но зато эти учащиеся к середине учебного года закончили курс геометрии за 7 класс самостоятельно. И я помню, как потом Алина Кротова рассказывала: «Когда мы пришли на 1 курс, преподаватель математики в НЭТИ с восхищением спрашивал: «Господи, где вас учили?!». «Этот все Марина Владимировна», – отвечали студенты. Именно в лицее №6, за внедрение методики, по результатам ЕГЭ выпускников, меня удостоили звания «Кавалер медали Ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.
Звездные классы и любимые выпускники
Педагог Марина Таранова говорит и снова повторяет: «Все, в чем я состоялась в жизни, благодаря тому, что меня окружали замечательные люди. Это только их заслуга. Это хорошие дети, ради которых ты стремишься быть на высоте и желаешь поделиться с ними мастерством». И педагог может часами рассказывать о своих звездных классах и уникальных учениках.
– Все мои классы были прекрасные, но есть среди них незабываемые. Это класс, в котором учились Александр Санников, Эльданиз Шихлинский (Исфандияров), Саша Гофман, Женя Коваленко и другие. Лия Талипова (ей сейчас уже 43 года) – моя особая любовь: закончила школу №6 с медалью, поступила в НГУ на медико-биологический. Закончила, поступила в магистратуру на единственное бесплатное место в МГУ. Единственное место, которое было бесплатное в аспирантуру – она и туда прошла. В 30 лет защитила кандидатскую, потом докторскую. Она очень хороший врач-гинеколог, преподает в МГУ. В следующих выпусках учились Дима Эпштейн – кандидат физико-математических наук, преподает астрономию в НГПУ. Петр Паклин – эксперт по банковским рискам, Антон Михайлов – специалист в какой-то бизнес-структуре. А у Саши Санникова 10 детей, и при этом он автор инновационных разработок. Многие выпускники пошли по моим стопам, и это тоже большое счастье. Елена Ильина – учитель математики в лицее №7 Бердска, Елена Ботова – председатель методобъединения математиков Советского района, Александра Герб – завуч гимназии №1.
Сейчас Марина Таранова преподает математику на факультете алгебры и математического анализа НГПУ. Основное научное направление, которым она занимается: содержание проектов по математике. Очень любит участвовать в научных конференциях, потому что там происходит общение с единомышленниками, рождение новых, интересных проектов.
– С Московской ассоциацией по работе с одаренными детьми запустили сетевой международный проект «Математика и проектирование», в котором участвовали ребятишки Казахстана, России, Словакии, Болгарии, России. Выбрали несколько направлений, по которым можно организовать научную деятельность детей. Один ребенок, который был в этом проекте, попал в команду, которая в рамках программы «Дети – будущее России» едет от России, будет выступать с докладом на английском языке. Такие проекты помогают нестандартно мыслить, открывают возможности для людей, позволяют проявить в обычных ребятах их творческий и, в том числе, научный потенциал! За реализацию подобных проектов я получила нагрудный знак от НГПУ «За высокий профессионализм в работе», а также награждена «Золотым крестом» в рамках программы «Национальное достояние России. Наследие». И для меня это дорогого стоит. Это особые награды, признание профессионального сообщества.
А в этом году Марина Таранова реализовала проект «Родительский кабинет». Проводила онлайн-беседы: как помочь детям в обучении математики. «Как увлечь ребенка предметом? Какой у вас секрет?» – спрашивают ее родители.
– Я всегда говорю о мотивации. Почему я сама увлеклась математикой? Потому что рядом были люди, которые любили математику. Другого секрета нет: люби свое дело, которым ты увлечен, и это увлечение обязательно передастся детям. Оно может проявиться и выстрелить не здесь и сейчас. Но ребенок всегда отреагирует на увлеченного педагога. Потому что это образец: как нужно жить и работать. Потому что, если мы решаем задачу, и она не решается, мы часами бьемся над этой задачей. А это уже позиция, отношение к жизни. Это воспитание воли, характера, воспитание трудолюбия. А еще надо просто жить с ребенком, полезные книжки читать. Не надо говорить, что математика пригодится в жизни. Надо просто показать, что это очень интересно. Я советую всем приобрести Энциклопедии Аванта+, книги Яглома, занимательную геометрию. И если, решая логические задачи, ребенок вместе с вами что-то новое для себя откроет, это будет самым главным его достижением. Сначала интерес!
Я всему отдавалась так, что просто до упаду!
Еще один штрих к портрету, который характеризует нашу героиню и делает ее неотразимой: она всегда всему отдавалась с головой. Если работает, то добросовестно и по-честному, если занимается творчеством, то до упаду!
– Помню, когда в первом классе музыкальной школы исполняла «Во саду ли в огороде», я так раскачалась, что упала со стула. Была в таком экстазе, что прославилась на всю школу. С тех пор на академические концерты все ходили смотреть, когда Марина выступает, – вспомнила Марина Владимировна.
– А я вспоминаю «Учитель года», в котором Марина участвовала, и у нее были красные сапожки. Так она в творческом этапе так плясала, что сломала каблук. И он отлетел во время энергичного танца конкурсантки, – смеясь, вспоминает ветеран педагогического труда Галина Ставицкая. – А вообще Марина – супер-талант! И великая труженица. Как можно решить олимпиадную задачу? Только через громадный труд. Бесподобный человек и педагог. Побольше бы таких учителей!
Марину Владимировну Таранову обожают ее ученики, друзья, коллеги. Недавно на физико-математической смене один мальчик сказал: «А нам понравилась учительница, седая такая. Как она с одной задачкой завертела!». Педагог бережно хранит послания своих учеников, в которых благодарность за ее мудрость, любовь, профессионализм и теплые слова. «Я благодарю вас за то, что вы открыли мне мир математики, за то, что я смогла поверить в себя» – написала Наташа Переладова. «А я всегда считала, что самое важное предназначение Учителя – дать возможность ребенку поверить в себя», – убеждена Марина Таранова.
О работе БЦГБ в праздничные дни рассказала главный врач Елена Тоцкая. По ее словам, точное…
В субботу в нашем городе был начат монтаж остановочных павильонов, и уже завтра их установка…
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Новосибирской области предлагает жителям региона не оставаться…
Санаторий-профилакторий «Сибиряк» подвел первые итоги участия в нацпроекте «Производительность труда». Благодаря бережливому производству в санатории…
Сегодня началась последняя рабочая неделя в этом году - она будет шестидневной. То есть продлится…
Ранее мы сообщали о том, что бердчане Олег Юрьевич Щербаков и его мама Раиза Степановна…