О чем думал штурман Николай Шмаков в свою последнюю ночь 12 апреля 1970 года, когда группа моряков осталась на субмарине К-8, чтобы разделить ее трагическую участь?
Мысленно прощался со своей супругой? Представлял милое лицо малышки-дочки и слал наставления, которые ей не суждено уже будет услышать от живого отца? Но превыше всех чувств и переживаний, которые разрывали сердце подводника, была задача выполнить свой долг перед Родиной и российским флотом, попытаться спасти подлодку и остаться со своими товарищами до последнего вздоха.
В бердском музее открылась выставка «О море, любви и вечности», поведавшая героическую историю гибели затонувшей в Бискайском заливе подводной лодки К-8 и ее экипажа, в котором служил наш земляк – старший штурман Николай Шмаков.
Куратор выставки, сотрудник бердского историко-художественного музея Марина Янеева отметила, что открытие стало возможным, благодаря памяти и усилиям многих людей. Первые материалы о Николае Шмакове в фонд музея передал ветеран ВМФ Геннадий Гусаченко. Давно стремится увековечить память о подвиге моряков-подводников председатель союза моряков – ветеранов ВМФ «Экипаж» Вадим Назимов с коллегами; в этом году они передали в музей подлинные документы, фотографии и предметы из семейного архива Шмаковых. При подготовке выставки также были использованы воспоминания сослуживцев, открытые источники. История приобрела максимальную пронзительность, ведь наряду с документами, ее рассказали близкие погибших и выживших членов экипажа подлодки.
Мечта о море и любовь на всю жизнь
Биографии многих людей начинаются с мечты. И мечты Николая Шмакова были о море. В 1962 году два друга-бердчанина Николай Шмаков и Василий Гришин, успевшие поработать на Бердском электромеханическом заводе, поступают в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова.
За год до выпуска курсант Николай Шмаков совершает свое первое кругосветное плавание. Маршрут начинался в воздухе: от Владивостока через Москву, Симферополь в морской порт Севастополя, затем пролег по морям и океанам: Стамбул – Гибралтар – Кейптаун – Сингапур – Токио – Петропавловск-Камчатский, и завершился в порту приписки Владивостоке. По традиции на память о пересечении экватора получен диплом с мифическим царем морских просторов и океанских глубин Нептуном и награда – жетон «За дальний поход». Правда, на жетоне не надводный корабль, а подводная лодка: что это – судьба или случайность?
16 февраля 1968 года, за полгода до окончания училища, в Бердском ЗАГСе Николай Шмаков зарегистрировал брак с Галиной Гусевой. Какое это огромное счастье – отыскать в безграничном мире свою любовь. Любовь на всю жизнь. В тот счастливый день они, конечно же, не думали, что это счастье будет очень коротким. Лейтенант Шмаков получает назначение на Северный флот. Его направили служить на атомную подводную лодку К-8. В своих воспоминаниях Галина Павловна позже напишет: «Представить жизнь в северном гарнизоне не каждый может. Полярная ночь, ветра, отсутствие горячей воды, сложные жилищные условия, а для маленьких детей и нехватка молока — это не экзотика. Но вспоминая жизнь на Севере, я помню и другое — радость встреч, когда возвращался муж со службы, друзей тех лет… Были молодость и счастье! Кажется, что все это было только вчера».
Демонстрация мощи советского флота
В 1970 году субмарина находилась на боевом дежурстве. К-8 благополучно завершает выполнение первой боевой задачи, которая заключалась в прохождении с Северной Атлантики в Средиземное море для наблюдения за двумя авианосцами НАТО. В случае получения сигнала о начале войны их предстояло немедленно уничтожить.
Войны не случилось. Задача выполнена. Путь – домой. Но командир, капитан второго ранга Всеволод Бессонов получает новый приказ – принять участие в крупномасштабных военных учениях «Океан» в честь 100-летия Ленина. Советский Союз демонстрировал миру самый мощный военный флот. Подлодке приказывают пополнить не рассчитанные для выполнения этой дополнительной задачи запасы провианта и регенерации. Регенерация – это то, без чего на подлодке невозможно дышать. Сильный окислитель, поглощающий углекислый газ и освобождающий кислород. Хранится эта регенерация в жестяных банках, внешне похожих на консервные. Этот дополнительный груз были вынуждены распределить по всем свободным местам. Никто не предполагал, что это будет иметь непоправимые последствия.
На подводной лодке все равны перед смертью
…Несмотря на свой номер, К-8 была всего лишь третьим подводным атомоходом, построенным в Советском Союзе. И это был ее первый автономный дальний поход. Советский атомный подводный флот в то время только начинал свою историю, и многое происходила впервые: новая техника, новые задачи, новые глубины и новые чрезвычайные ситуации. И пожар, который возник 8 апреля 1970 года на К-8, тоже был впервые.
…В 22:35 на АПЛ прозвучал сигнал аварийной тревоги: пожар на центральном посту. В это же время на другой стороне лодки обнаружено возгорание в 7 отсеке – пульте управления главной энергетической установкой, проще говоря, ядерными реакторами. Причина возгорания – короткое замыкание на одном из силовых кабелей подводной лодки. Пожар бросились тушить, но он только больше разгорался. Стало понятно, что загорелись не только кабели. Горела регенерация. Вероятно, одна из упаковок оказалась негерметичной, и в нее угодила искра от короткого замыкания, от нее синим пламенем загорелись другие. Это полыхал выделяемый при химической реакции концентрированный кислород. Тушить – бесполезно. Бороться с таким пожаром долго – невозможно. Температура горения регенерации около трех тысяч градусов.
Сложность пожара заключалась еще и в том, что он охватил два отсека управления в разных концах лодки. Заблокированы оказались пять из девяти отсеков. В одном – управляли самой лодкой, в другом – ее ядерными реакторами. К опасности для жизни экипажа, добавилась опасность ядерной катастрофы у берегов Западной Европы.
Четыре офицера в отсеке управления ядерной установкой, опасаясь, что пожар может перекинуться на главную энергетическую установку, наглухо задраили двери. Они понимали, что наружу могут уже не выйти, но сделали все, чтобы провести глушение ядерных реакторов. И геройски погибли, предотвратив тепловой взрыв.
…Пожар в отсеках продолжался. Подводная лодка осталась без электроэнергии и без связи. Большинство отсеков были поражены продуктами горения. К 9 апреля от огня и дыма погибло 30 человек. Тем не менее, борьба за сохранение жизни подводников и обеспечение живучести подводной лодки продолжалась.
В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна ВМФ СССР, но из-за сильного шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. На них смогли переправить лишь часть личного состава К-8.
К концу дня командир корабля, капитан второго ранга Всеволод Бессонов принял решение продолжать спасательные работы. 22 члена экипажа, в том числе и штурман корабля старший лейтенант Николай Шмаков, во главе с командиром остались на борту для спасения корабля. «Ночевать на борту остались последние 22 человека, – рассказали о последних минутах жизни субмарины и ее экипажа спустя 30 лет в фильме «К-8. Секретный монумент». – Все 22 моряка в то время находились в рубке, хотя трудно представить, как там могут поместиться даже 10. Увы, нам не дано узнать, как моряки провели эту ночь. Нам не дано судить, было ли решение капитана остаться на лодке принято в соответствии с приказом штаба или в соответствии с древним неписаным морским законом: оставаться со своим кораблем до последнего». Увы, их усилия оказались безуспешными.
…12 апреля 1970 года в 6 часов 13 минут в результате потери запаса плавучести подводная лодка затонула на глубине 4 680 метров в Бискайском заливе Атлантического океана. Вместе с подлодкой затонули два заглушенных реактора и четыре ядерные торпеды. В результате катастрофы погибло 52 человека из 125 членов экипажа. Но, благодаря слаженным действиям командования лодки, удалось спасти 73 подводника.
– Вот такая история о море, любви и вечности. Земная жизнь длиной в 26 лет и … вечность. А у вечности нет времени, нет летоисчисления. Есть память, – завершила свой рассказ Марина Янеева.
«Из первых уст»
Из письма Николая Шмакова жене,которое было написано в океане, в ночь с 14 на 15 марта, за 28 дней до пожара и затопления лодки, и было передано на берег с моряками:
«Здравствуй, милая моя Галочка и чижик Женечка! Соскучился чертовски по вашей милости, звезда моя путеводная. Милая моя Галя, как хорошо звучит это после долгой разлуки. А как хорошо будет встретиться. Всё-таки хороша наша доля. Никогда не надоедим друг другу, и любовь всегда будет жить. Вот именно жить, а не существовать. Правда, ведь? Это же хорошо! Любимая! Я готов без конца повторять это слово. Я же так тебя люблю, ты знаешь об этом, и я знаю, что ты любишь».
В школе №12 прошел ежегодный городской квест «В поисках интеллектуального клада - 2024» по теме…
4 ноября в концертном зале имени А.М. Каца состоялась презентация опорных площадок проекта «Сибирь –…
Бердчан с городом-побратимом Белым связывают годы многолетнего сотрудничества и теплая дружба: поисковая работа и память…
Народные избранники на заседании комитета по градостроительству и городскому хозяйству рассмотрели проект лесохозяйственного регламента Бердского…
В финале Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0» за победу боролись 60 команд, и ВПК "Гвардия"…
Голографические проекторы с "зеброй" появились сразу на двух нерегулируемых пешеходных переходах - один расположен у…