Десятки бердчан посетили экскурсию по самолету Ту-104а на бердском аэродроме. Даже гости из Барнаула и Москвы заинтересовались проектом, который реализует авиареставратор на территории Аэроклуба.
Очередной всплеск интереса к удивительной истории восстановления авиационного раритета произошел в прошедшие выходные. После объявления о предстоящей экскурсии в местных СМИ потянулись желающие побывать на борту самолета Ту-104а, который превратился в музей под открытым небом и стал частью жизни научного сотрудника Марии Кармановой.
Юнармейцам ОДМ удалось принять участие в реставрации самолета. Посетители экскурсии – включая детей, с интересом рассматривали приборы, лазили по кабине и фотографировались в креслах командира и штурманской кабине. Самые любознательные задавали свои вопросы, на которые симпатичная хозяйка самолета отвечала с таким же удовольствием, как и трудится над восстановлением крылатой машины.
Кто занимается реконструкцией самолета?
Уже 13 лет восстанавливает самолет Мария Карманова – доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института математики имени С.Л. Соболева СОРАН.
– Это такое хобби для души. Началось с того, что когда я начала получать первые свои результаты в научной работе, меня стали посылать в командировки, приглашать на конференции. Я летала часто и втянулась в тему авиации и самолетостроения.
Как Ту-104а попал на бердский аэродром?
Краткая история самолета такова. Ту-104а был изготовлен в 1958 году на Харьковском авиационном заводе. Сначала самолет базировался во Внуково, летал, в том числе за границу. Есть фотографии этого самолета, которые сделаны в Лондоне и Амстердаме. В 1967 году самолет перевели в Ленинград, аэропорт Пулково, который тогда назывался Шоссейная, откуда он в основном совершал авиарейсы по стране. И в 1977 году машина уже попала Толмачево, где ее проэксплуатировали всего год.
Марию часто спрашивают: как самолет попал в Бердск? Не была ли это вынужденная посадка? Отнюдь, это была запланированная и хорошо продуманная «операция». Во-первых, в конце 70-х годов самолеты Ту-104 начали выводить из гражданской авиации. Им на смену пришли более надежные и экономичные Ту-134, Ту-154. В «ушедших на покой» самолетах открывали музеи, кафе, кинотеатры или распиливали.
В это же время в Академгородке, в Институте теоретической и прикладной механики, работал Валерий Рыцарев, который поставил перед собой задачу восстановить Новосибирский планерный клуб, а также создать юношескую планерную школу. Чтобы дети, мечтающие о небе и авиации, здесь проходили подготовку и учились летать на планерах. И ему пришла в голову идея: почему бы не использовать один из списанных самолетов Ту-104 в качестве учебного класса? И заодно на базе такого самолета устроить памятник авиационной технике.
Валерий Рыцарев получил соответствующее разрешение в Москве, в Министерстве гражданской авиации. На бердском аэродроме провели подготовительные работы, специальные замеры грунта. Оказалось, что посадка машины, которая весит даже при минимальной заправке около 50 тонн, этот грунт выдержит. Нашли пилотов высокой квалификации, которые когда-то учились летать на бердском аэродроме и работали в авиации: один из них был командиром авиаэскадрильи, второй – пилотом-инструктором. И утром 27 июля 1978 года экипаж перегнал самолет из Толмачево в город Бердск.
В первое время действительно, в самолете проводились теоретические занятия для планеристов. Здесь было организовано питание курсантов планерной школы. Потом наступили суровые 90-ые годы, когда аэродром переходили из одних рук в другие, а авиационную технику распиливали и продавали. Благодаря выпускникам ЮПШ, Ту-104 не тронули и не разобрали. Но поскольку машина была в открытом доступе, все в ней разворовали и разбили. И когда однажды Мария Карманова оказалась внутри самолета, его состояние ее сильно расстроило.
– Я решила, что самолет достоин лучшей жизни.
И Мария снова села за учебники: изучала руководство по летной эксплуатации, техническую литературу, мемуары пилотов. Начала составлять списки оборудования, которое необходимо было найти, чтобы восстановить воздушный лайнер.
– У меня профессия такая, где учат работать с информацией и анализировать ее. Хотя что-то пришлось додумывать, потому что какое-то оборудование модернизировалось, – говорит по этому поводу молодая ученая.
Настоящие ли приборы в кабине самолета?
Мария подчеркивает: компасы, датчики и указатели скорости в самолете настоящие и даже работающие. Когда она только взялась за реставрацию, в кабине экипажа какие-то приборы уцелели, какие-то были разбиты. В штурманской кабине практически все было закуплено заново и установлено. Конечно, покупать все новое было бы очень дорого. Но поскольку проект восстановления уникальный, то и каждый шаг по направлению ко второму рождению самолета, – это отдельная история и уникальный случай.
– Кое-что нашлось в ангаре аэроклуба. Кое-что сохранили пенсионеры-планеристы. Например, радиоприемник один из ветеранов-планеристов забрал к себе домой. И когда узнал, что я восстанавливаю самолет, этот радиоприемник мне передал. Много приборов и запчастей нашлось интернете, на интернет-аукционах: на таких площадках как «Мешок», «Молоток», «Авита». Радиостанцию, например, я купила на еВay в Польше; секстант мне прислали из Латвии. Один пульт для радиокомпасов купила, другой сняли со списанного самолета.
У многих продавцов на авиационных форумах, когда они узнавали, что сибирячка восстанавливает самолет, не поднималась рука «барыжить»: ей часто делали скидку до 50% или вообще дарили. Так, москвич где-то прочитал в СМИ о проекте Марии и решил подарить штурвал из своей личной коллекции. Это дорого стоит! Или взять трап, по которому сейчас поднимаются в самолет. Мария узнала от коллег о том, что в аэропорту Толмачево списывают несколько трапов. И надеялась, что ей продадут трап по цене металлолома. Но представители аэровокзала решили ей вообще его подарить.
Зачем Марии это нужно?
Марию часто спрашивают: «Полетит ли Ту-104? Если полетит, то когда? Какова конечная цель ее увлечения, или важен сам процесс?”.
– Конечно, у меня есть мечта: чтобы легендарный самолет когда-нибудь поднялся в воздух. Многие говорят, что это невозможно. Но я считаю так: не невозможно, а очень сложно. Но какие-то шансы, какая-то доля вероятности для этого все-таки есть.
А пока авиареставратор просто работает. Спешит на аэродром в свободное от работы время. У нее есть единомышленники: сложилась команда из 10 человек, которые активно работают. Помогают любители авиационной фотографии, ребята, которые занимаются ремонтом самолетов в Толмачево. Потому что есть виды работ, к которым надо подходить со знанием дела. За 13 лет сделано очень много: самолет превратился в местную достопримечательность, куда приезжают бердчане, туристы и ветераны авиации.
– Многие приходят, чтобы ощутить себя внутри летающей машины, пофотографироваться. Есть люди, которые боятся летать и, соответственно, самолеты не особо любят. А после экскурсии по нашему самолету говорят: «Какой классный самолет!». И проникаются уважением к авиации, заинтересовываются историей. Ведь Ту-104 в свое время был прорывом в авиации: это первый реактивный самолет в нашей стране и один из первых в мире. Он летал, когда наша и мировая пассажирская авиация только начала зарождаться. И хотелось бы, чтобы наши современники гордились нашей историей и отечественной техникой.
О работе БЦГБ в праздничные дни рассказала главный врач Елена Тоцкая. По ее словам, точное…
В субботу в нашем городе был начат монтаж остановочных павильонов, и уже завтра их установка…
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Новосибирской области предлагает жителям региона не оставаться…
Санаторий-профилакторий «Сибиряк» подвел первые итоги участия в нацпроекте «Производительность труда». Благодаря бережливому производству в санатории…
Сегодня началась последняя рабочая неделя в этом году - она будет шестидневной. То есть продлится…
Ранее мы сообщали о том, что бердчане Олег Юрьевич Щербаков и его мама Раиза Степановна…