Новости региона

Гаджеты действуют на мозг ребенка как смерть

С 15 по 21 июля Минздрав России предложил уделить внимание сохранению здоровья головного мозга. Заведующая детским неврологическим отделением Новосибирской областной больницы Наталья Ганина считает, что детский возраст – критический период в развитии головного мозга человека, формирующий когнитивные функции, эмоциональный интеллект и психическое здоровье на всю жизнь.

 «На пике медицинских проблем сегодня стоит проблема старения населения, – объясняет Наталья Ганина. – В гериатрии (область медицины, изучающая болезни пожилого и старческого возраста – прим.) лидирует неврология, поскольку старение – это, в первую очередь, старение мозга и потеря когнитивных функций. То есть весь мир сосредоточен сейчас на возможном контролировании и затормаживании потери мозговых функций.».

 Среди остальных млекопитающих у человека взросление занимает больше всего времени – от рождения до пубертатного периода проходит около 15 лет. Такое длительное созревание во многом зависит от эндокринной системы, но одновременно в этот период  идет созревание нервной системы: трансформация, преобразование и формирование той ее части, которая позволит человеку в последующем существовать независимо, выполняя все предназначенные ему социумом личные функции. То есть длительный период созревания необходим для того, чтобы головной мозг человека развился в достаточной степени, сформировались сложные нейронные связи, которые будут работать всю дальнейшую жизнь.

«Ни на один орган не похож головной мозг, – подчеркивает невролог. – У любого другого органа, например, сердца, почек, печени, есть четко фиксированная функция. Сердце бьется, сокращается-расслабляется, и это его функционал, оно начинает биться до рождения, бьется в момент рождения и до самой смерти. Легкие отвечают за дыхание. У печени свой набор функций. Человеческий мозг может абсолютно все, его функционал безграничен. Сравните мозг нобелевского лауреата и мозг артиста, который танцует сложнейшие балетные партии, мозг художника и мозг математика – это совершенно разные типы нейронных связей. И эти нейронные связи нужно формировать». 

Мозг ребенка до 7-летнего возраста направлен на приобретение эмпирического, практического опыта. Главный способ его приобретения – осязание, тактильная чувствительность. Самые чувствительные области – зона рта, языка и кончики пальцев, то есть те зоны, которые в процессе развития ребенка будут выполнять сложнейшие функции, связанные с мелкой моторикой, речью и артикуляцией. Рецепторы кожи всей остальной поверхности тела тоже важны, они несут информацию о пространстве вокруг ребенка и положении его тела в пространстве. Для развития пространственного мышления особенно вредны смартфоны и планшеты, погружающие детей в выдуманную двумерную реальность, уверена врач.

«В мозгу расположены особые участки – зоны стереогноза, которые позволяют ориентировать тело относительно пространства, и они должны получать информацию, – подчеркивает Наталья Ганина. – Плоский экран смартфона не дает представления о третьем измерении, его модель в мозге ребенка не формируется. Это, в свою очередь, влияет на мышление, которое тоже становится более ограниченным, плоским. Гаджетизация – наша популяционная проблема. Гаджеты для мозга ребенка – это смерть».

Намного полезнее для гармоничного и здорового взросления получать личный эмпирический опыт. Наталья Ганина советует родителям, чей ребенок только начинает познавать мир, создать вокруг малыша интерактивную, но безопасную среду. Начавший ползать, а потом и ходить ребенок будет рассматривать, трогать и пробовать на зуб все окружающие его предметы, и задача родителей в это время – убрать из зоны досягаемости все, что может причинить ему вред, но оставить простор для исследований. Делать дом совершенно безопасным для ребенка врач тоже не рекомендует: неопасные падения при попытках встать на ножки, набивание синяков и шишек тоже входят в личный эмпирический опыт и необходимы для формирования причинно-следственных связей.

Насильно развивать ребенка и начинать его обучение грамоте, счету и языкам с пеленок тоже бесполезно и даже вредно, считает невролог:

«Лет 10 назад было повальное увлечение ранним развитием, когда детей начали учить всему чуть ли не с рождения. Я считаю, что в этом нет необходимости. Еще раз повторю:  ребенок в первые 5-6 лет жизни должен накопить эмпирический и эмоциональный опыт, развить образное мышление. В этом возрасте ребенку нужны образы, а не такие абстрактные понятия, как цифры и буквы, которые для него пока ничего не означают. То, что у ребенка блестящая память и он механически их запомнит, ничего не даст, потому что за абстрактными понятиями пока не стоит его реальный опыт, который ребенок может осознать».

Намного полезнее для раннего развития занятия музыкой и физические упражнения. Музыка развивает чувство ритма, образное мышление, танцы и физическая активность помогаю лучше контролировать тело и чувствовать пространство.

Детям раннего возраста невролог рекомендует чаще читать вслух, причем не только только сказки, но и стихи. Хорошо подходят детские стихи Маршака, Михалкова, Чуковского, в которых есть ритм, простая конструкция языковых формул, просты для запоминания рифмы. Правила родной речи и произношения слов легко запоминаются при чтении стихов. Кроме того, стихи образные и эмоциональные, что дает толчок развитию фантазии и эмоционального интеллекта ребенка.

Еще одну опасность для развития детского мозга представляет избыток игрушек. Чем больше объектов для восприятия (игрушек), тем больше информации попадает в мозг, и тем больше он истощается. Игрушки должны выполнять свою функциональную роль, они должны помогать ребенку познать этот мир через воображение и эксперименты. Лучше всего подойдут для этого кубики и большие блочные конструкторы, которым ребенок найдет много способов применения. По словам врача, если ребенка не ограждать от мира и не ограничивать, он сам познает законы мира.

Детскому мозгу важно иметь свой собственный опыт, потому что только личное восприятие и личный опыт позволяют развиться внутреннему миру, мышлению, фантазии.

«Гаджет показывает ребенку чужой виртуальный мир, мир программиста, который его туда заложил, – уточняет невролог. – Но у ребенка должен быть свой собственный внутренний виртуальный мир, который он обогатит фантазиями, представлениями и соображениями о жизни. Умение фантазировать – главное отличие детского мозга от взрослого».

Самый важный фактор развития ребенка – пример взрослых. Ребенок усваивает то, что он видит, копирование действий взрослых – это одна из особенностей детского возраста. Лучше всего мозг развивается в контакте с окружающим миром и на родительском примере.

Вопрос сохранения здоровья мозга – не только медицинский, но еще и педагогический. Гормон удовольствия, дофамин, вырабатывается при достижении поставленных целей, в том числе – освоении новых навыков, а потому ставить цели и достигать их, узнавать новое – именно то, чему нужно учить детей с малолетства, считает невролог.

«Сейчас много говорят о том: чтобы мозг не старел, его нужно обучать новому опыту. И это должно быть заложено с детства. Если человек никогда в жизни ничему не учился, как вы думаете, в 60 лет у него будет интерес что-то делать? …».

Алина Правдина

Последние новости

МегаФон раскинул сети в крае рыбаков и охотников

Около 600 жителей двух отдаленных поселений Новосибирской области получили мобильную связь и интернет МегаФона. Инженеры…

13.11.2024

Меланому выявляют у молодых бердчан

С осторожностью посещать страны с высокой солнечной активностью призывает заведующий центром амбулаторной онкологической помощи в…

13.11.2024

Вышел в свет свежий выпуск “Бердских новостей” от 13 ноября 2024 года

Напоминаем, что газету можно не только приобрести, но и взять на бесплатных стойках. Также доступна…

13.11.2024

В Бердске пройдет финал всеобластного турнира “Время пЕРвых”

Бердчане увидят яркую программу, насыщенную интересными номерами, почувствуют накал спортивных страстей и творческий потенциал участников.…

13.11.2024

Человек-эпоха: Михаил Хряков поднимал Бердск после переноса на новое место

100 лет исполнилось Михаилу Хрякову - человеку неординарному, яркому, талантливому.

12.11.2024

ВАРМСУ стала опорой для развития российских муниципалитетов

Эксперты страны подвели итоги работы Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления на площадке ВЭБ.РФ в рамках…

12.11.2024