С 15 по 21 июля Минздрав России предложил уделить внимание сохранению здоровья головного мозга. Заведующая детским неврологическим отделением Новосибирской областной больницы Наталья Ганина считает, что детский возраст – критический период в развитии головного мозга человека, формирующий когнитивные функции, эмоциональный интеллект и психическое здоровье на всю жизнь.
«На пике медицинских проблем сегодня стоит проблема старения населения, – объясняет Наталья Ганина. – В гериатрии (область медицины, изучающая болезни пожилого и старческого возраста – прим.) лидирует неврология, поскольку старение – это, в первую очередь, старение мозга и потеря когнитивных функций. То есть весь мир сосредоточен сейчас на возможном контролировании и затормаживании потери мозговых функций.».
Среди остальных млекопитающих у человека взросление занимает больше всего времени – от рождения до пубертатного периода проходит около 15 лет. Такое длительное созревание во многом зависит от эндокринной системы, но одновременно в этот период идет созревание нервной системы: трансформация, преобразование и формирование той ее части, которая позволит человеку в последующем существовать независимо, выполняя все предназначенные ему социумом личные функции. То есть длительный период созревания необходим для того, чтобы головной мозг человека развился в достаточной степени, сформировались сложные нейронные связи, которые будут работать всю дальнейшую жизнь.
«Ни на один орган не похож головной мозг, – подчеркивает невролог. – У любого другого органа, например, сердца, почек, печени, есть четко фиксированная функция. Сердце бьется, сокращается-расслабляется, и это его функционал, оно начинает биться до рождения, бьется в момент рождения и до самой смерти. Легкие отвечают за дыхание. У печени свой набор функций. Человеческий мозг может абсолютно все, его функционал безграничен. Сравните мозг нобелевского лауреата и мозг артиста, который танцует сложнейшие балетные партии, мозг художника и мозг математика – это совершенно разные типы нейронных связей. И эти нейронные связи нужно формировать».
Мозг ребенка до 7-летнего возраста направлен на приобретение эмпирического, практического опыта. Главный способ его приобретения – осязание, тактильная чувствительность. Самые чувствительные области – зона рта, языка и кончики пальцев, то есть те зоны, которые в процессе развития ребенка будут выполнять сложнейшие функции, связанные с мелкой моторикой, речью и артикуляцией. Рецепторы кожи всей остальной поверхности тела тоже важны, они несут информацию о пространстве вокруг ребенка и положении его тела в пространстве. Для развития пространственного мышления особенно вредны смартфоны и планшеты, погружающие детей в выдуманную двумерную реальность, уверена врач.
«В мозгу расположены особые участки – зоны стереогноза, которые позволяют ориентировать тело относительно пространства, и они должны получать информацию, – подчеркивает Наталья Ганина. – Плоский экран смартфона не дает представления о третьем измерении, его модель в мозге ребенка не формируется. Это, в свою очередь, влияет на мышление, которое тоже становится более ограниченным, плоским. Гаджетизация – наша популяционная проблема. Гаджеты для мозга ребенка – это смерть».
Намного полезнее для гармоничного и здорового взросления получать личный эмпирический опыт. Наталья Ганина советует родителям, чей ребенок только начинает познавать мир, создать вокруг малыша интерактивную, но безопасную среду. Начавший ползать, а потом и ходить ребенок будет рассматривать, трогать и пробовать на зуб все окружающие его предметы, и задача родителей в это время – убрать из зоны досягаемости все, что может причинить ему вред, но оставить простор для исследований. Делать дом совершенно безопасным для ребенка врач тоже не рекомендует: неопасные падения при попытках встать на ножки, набивание синяков и шишек тоже входят в личный эмпирический опыт и необходимы для формирования причинно-следственных связей.
Насильно развивать ребенка и начинать его обучение грамоте, счету и языкам с пеленок тоже бесполезно и даже вредно, считает невролог:
«Лет 10 назад было повальное увлечение ранним развитием, когда детей начали учить всему чуть ли не с рождения. Я считаю, что в этом нет необходимости. Еще раз повторю: ребенок в первые 5-6 лет жизни должен накопить эмпирический и эмоциональный опыт, развить образное мышление. В этом возрасте ребенку нужны образы, а не такие абстрактные понятия, как цифры и буквы, которые для него пока ничего не означают. То, что у ребенка блестящая память и он механически их запомнит, ничего не даст, потому что за абстрактными понятиями пока не стоит его реальный опыт, который ребенок может осознать».
Намного полезнее для раннего развития занятия музыкой и физические упражнения. Музыка развивает чувство ритма, образное мышление, танцы и физическая активность помогаю лучше контролировать тело и чувствовать пространство.
Детям раннего возраста невролог рекомендует чаще читать вслух, причем не только только сказки, но и стихи. Хорошо подходят детские стихи Маршака, Михалкова, Чуковского, в которых есть ритм, простая конструкция языковых формул, просты для запоминания рифмы. Правила родной речи и произношения слов легко запоминаются при чтении стихов. Кроме того, стихи образные и эмоциональные, что дает толчок развитию фантазии и эмоционального интеллекта ребенка.
Еще одну опасность для развития детского мозга представляет избыток игрушек. Чем больше объектов для восприятия (игрушек), тем больше информации попадает в мозг, и тем больше он истощается. Игрушки должны выполнять свою функциональную роль, они должны помогать ребенку познать этот мир через воображение и эксперименты. Лучше всего подойдут для этого кубики и большие блочные конструкторы, которым ребенок найдет много способов применения. По словам врача, если ребенка не ограждать от мира и не ограничивать, он сам познает законы мира.
Детскому мозгу важно иметь свой собственный опыт, потому что только личное восприятие и личный опыт позволяют развиться внутреннему миру, мышлению, фантазии.
«Гаджет показывает ребенку чужой виртуальный мир, мир программиста, который его туда заложил, – уточняет невролог. – Но у ребенка должен быть свой собственный внутренний виртуальный мир, который он обогатит фантазиями, представлениями и соображениями о жизни. Умение фантазировать – главное отличие детского мозга от взрослого».
Самый важный фактор развития ребенка – пример взрослых. Ребенок усваивает то, что он видит, копирование действий взрослых – это одна из особенностей детского возраста. Лучше всего мозг развивается в контакте с окружающим миром и на родительском примере.
Вопрос сохранения здоровья мозга – не только медицинский, но еще и педагогический. Гормон удовольствия, дофамин, вырабатывается при достижении поставленных целей, в том числе – освоении новых навыков, а потому ставить цели и достигать их, узнавать новое – именно то, чему нужно учить детей с малолетства, считает невролог.
«Сейчас много говорят о том: чтобы мозг не старел, его нужно обучать новому опыту. И это должно быть заложено с детства. Если человек никогда в жизни ничему не учился, как вы думаете, в 60 лет у него будет интерес что-то делать? …».
Школьники из медицинского класса второй школы побывали 10 сентября на экскурсии в Бердской ЦГБ. Учреждение…
Бердчан пригласили вступить в ряды Добровольной народной дружины. Отметим, что она в нашем городе существует…
Директор управления ЖКХ Бердска Сергей Каликин рассказал о ремонте различных объектов, который проводится или будет…
Меры поддержки производительности труда на предприятиях Новосибирской области будут реализованы по госпрограмме стимулирования инвестиционной активности.…
По сообщению МУП "Комбинат бытовых услуг", на двое суток отключат горячую воду на двое суток…
Резкий подъем обращаемости в поликлиники по неотложным поводам зарегистрирован на прошлой неделе. Как рассказала главный…