В этом году исполняется 75 лет армейской авиации России. 45 лет из этой славной истории написаны военнослужащими 337-го Отдельного вертолетного полка. Летчики, техники и другие специалисты военного гарнизона были причастны к бурному развитию авиации в 70-80-ые годы, прошли все военные конфликты современности и встретились на бердской земле, чтобы ставить на крыло молодых летчиков и работать на город.
Сегодня рыцари неба рассказывают о своих винтокрылых машинах, которые всегда были востребованы в гражданской жизни, и, конечно, были мощным средством борьбы против врага и спасением для раненых на войне. О ярких эпизодах своей биографии, боевой дружбе и сегодняшнем дне летчиков 337-го полка, которые несут службу не менее достойно, чем их предшественники.
Рождение полка и вручение знамени
Старший прапорщик, бортовой техник Игорь Геннадьевич Смотрицкий и майор в отставке, техник Виктор Николаевич Поединцев были в числе 28-ми военнослужащих – выпускников летных училищ со всей страны, которых в августе 1978 года направили на аэродром «Сокол» на формирование 337-го вертолетного полка. Полностью формирование полка завершилось в декабре 1979 года. То есть, они были непосредственными участниками и свидетелями рождения и становления полка.
– Мы приехали в Добрынское (Московский военный округ). Там практически ничего не было: старая кирпичная взлетная полоса, на которой стояли несколько пожарных Ми-4. И мы приступили к работе. Бортовые техники начали ездить в Броды (Львовская область), получали вертолеты на базе сборки. Экипажи осваивали новую технику. Шла усиленная подготовка летного состава, чувствовалось, что нас к чему-то готовят. Мы были молодые, техника современная – было интересно, но обкатка вертолетов проходила не без сложностей. Во время полетов порой обнаруживались неисправности в различных системах вертолетов, и инженерной службе приходилось оперативно их устранять, – вспоминают летчики.
В итоге вертолетный полк полностью выполнил зачетный уровень подготовки, и 22 сентября 1979 года перебазировался на аэродром Мальвинкель группы Советских войск в Германии. Шестьдесят вертолетов поднялись в воздух и совершили перелет на новое место дислокации. Начали оборудовать условия для эскадрильи: строили стоянки для вертолетов, рулежки, ППС, технико-эксплуатационную часть. 9 июля 1980 года полку вручили боевое знамя – символ воинской чести и доблести. И военнослужащие начали нести службу: летчики патрулировали границу, на полигоне отрабатывали летные навыки и упражнения боевого применения. Летали активно, набирались опыта.
– Мы, как борттехники, отвечали за боеготовность и исправность вертолета: чтобы он был заправлен и готов к вылету. Я знал, что со мной летит еще два человека, наш экипаж был для нас семьей. И от меня зависит как результат боевого задания, так и их жизни, – рассказывает Игорь Смотрицкий. – В общей сложности я прослужил в авиации 28 лет. В Бердском вертолетном полку – 23 года. После Германии 5 лет служил в Киевском военном округе. Вместе с Рахимом Инамовым мы стояли в Белой Церкви и участвовали в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Каждый день летали в мертвую зону: возили специалистов химзащиты, которые делали замеры воды, грунта. Пожалуй, это был самый опасный период моей службы, хотя тогда мы в полной мере не осознавали всей степени риска. И я счастлив, что моя судьба так сложилась: летать – это была моя мечта с детства. На протяжении службы я узнал много замечательных людей, с которыми служил в Советском Союзе и России. И эта боевая дружба, которая завязалась в Германии, на Дальнем Востоке, в Москве, на Кавказе и в Бердске, дорогого стоит. Мы до сих пор встречаемся и рады видеть друг друга, и это на всю жизнь.
– Действительно, армия дала нам возможность пообщаться с огромным кругом достойных людей, – говорит Виктор Поединцев. -Служба в армейской авиации была так построена, что нас постоянно заменяли, направляли в гарнизоны регионов страны. В результате мы облетели всю страну и не только. С одними товарищами я служил в Афганистане, с другими в Германии, с третьими нес службу в Бердске. Так, с Анатолием Александровичем Золотухиным мы встретились в Афганистане, потом увиделись в Бердском вертолетном полку, с Игорем Геннадьевичем мы работали в Добрынском и Мальвинкеле, потом тоже встретились в нашем городе. Ты словно собираешь по частям всю историю вертолетной авиации, какие-то события переживаешь сам, о других узнаешь от боевых друзей. У каждого из нас своя судьба, свой маршрут. А в итоге пазлы складываются в общую картину достойного служения своему делу и Родине.
Бурное развитие армейской авиации: технику испытывали в бою
По мнению подполковника в отставке, председателя бердского отделения Всероссийской организации ветеранов войн и военной службы Анатолия Александровича Золотухина, бурный рост армейской авиации начался перед войной в Афганистане. Бердчанин не участвовал в формировании 37 вертолетного полка, но участвовал в формировании аналогичных полков – в Спасск-Дальнем (Приморский край) и Шимановске (Амурская область).
Отсчет истории армейской авиации начался в 1948 году с созданием первой эскадрильи Ми-1. Задачи были небольшие: связь, корректировка огня и почта. Потом вертолет оборудовали пулеметом и ракетами, он уже мог перевозить десантников, участвовать в поддержке сухопутных войск. В дальнейшем появился транспортный Ми-6, который перевозил топливо и различные грузы. Когда началась война в Афганистане, поняли, что перед авиацией стоят новые задачи: десантировать людей, прикрывать колонны, наносить огневые удары. Причем, работать нужно было в горных условиях, при высоких температурах. Самолеты это делать не могут. Летчиков и техники не хватало. В армии началось активная подготовка специалистов, которые проходили ускоренную подготовку и направлялись по частям. Советское вертолетостроение заработало с размахом. И бердчане были непосредственными участниками этого процесса.
– За годы войны в Афганистане провели три модернизации боевого вертолета Ми-24. Сначала мы летали на Ми-24 Д, потом на Ми-24 В, и наконец на Ми-24 П. И надо сказать, что Ми-24 П – это было небо и земля, по сравнению с тем, на каких машинах мы летали в начале конфликта в ДРА. Нельзя сказать, что все шло гладко. Модернизировались прицельные комплексы, силовая установка, прицельное оборудование. А инструкций и описания не было. И мы сами, что называется, методом научного тыка технику дорабатывали. Однажды полетели на удар: надо было поддержать огневую группу Ми-8. Я давлю пуск, а ракеты не идут, второй – опять нет. И где-то когда пятый раз нажал, одна ракета вышла. Мы смотрим: джиг, у стога сена макушку сняло. Я думаю, ну все нормально, теперь я как дам! Заходим второй раз. Я поставил на оба борта серию ракет. Нажимаю кнопку, она с первого пуска выходит – аж по 5 штук: нас тряхануло, полная кабина дыма, слезы текут. Но, главное, что задачу выполнили и возможности боевой машины узнали. Поразили все цели так, что наводчики на земле обалдели. Или другой пример. На машинах уже стояли пушки: а их скорострельность и мощность такая большая, что конструкция некоторых вертолетов не выдерживала залпа. На бортах лопались ланжероны: помню, после одного выстрела между грузовой кабиной и кабиной летчиков щель образовалась, рука пролазила. А к нам в Кундус постоянно приезжали специалисты из конструкторского бюро «Миля», выслушивали наше мнение о вертолетах. И совершали доработки прямо там. В частности, начали вводить ограничения на пушки, чтобы отдачу ограничить. То есть испытания вертолетов шли непосредственно в боевой обстановке.
Бердский вертолетный полк это всегда высокий класс!
Анатолий Золотухин – легенда Бердского вертолетного полка. Он прошел все этапы развития армейской авиации и боевые конфликты, и даже больше. В Афганистане летчик падал, горел. Он один из своего экипажа вернулся домой живым и здоровым: бортовой техник переломал ноги во время ремонта, летчик-оператор получил тяжелое ранение, прикрыв командира собой. Всегда Золотухин проявлял характер и порой даже хулиганство: особенно когда надо было не слепо выполнять приказы, а думать головой, анализировать ситуацию. Вопреки указанию командира, во время высадки десанта полез прикрывать транспортную вертушку и напоролся на позицию ДШК. В итоге все восьмерки были разбиты вдрызг, а вертолет с людьми, который закрыл своей броней Золотухин, остался цел. Непокорного командира экипажа хотели наказать, а в итоге наградили: все сделал правильно. В 1989 году Золотухин сформировал эскадрилью в Азербайджане и перебазировал ее в Нагорный Карабах, где стал командиром части. Еще до начала Чеченской кампании летал на Кавказе – уничтожал террористов. В 1996-м выполнял миротворческие задачи в Грузии. В 2000-м работал без продыху в Чечне, обучал местных летчиков настоящему мастерству.
Летчик освоил все типы вертолетов. Всю жизнь летал на Ми-24. А в Афганистане увидел, как зам. командира полка высаживал десант там, где это было невозможно: «присев» на пик скалы одним колесом и зависнув над обрывом. Подумал тогда: «Вот бы на таком поработать». И жизнь заставила его освоить Ми-8 в Нагорном Карабахе. Этот период службы подполковник в отставке считает самым тяжелым и опасным. Отдельная эскадрилья, которая базировалась в Кировобаде, оказалась зажатой между двумя сторонами карабахского конфликта – Арменией и Азербайджаном. А в гарнизоне были семьи, дети. В Карабахе Золотухин впервые столкнулся с боевиками и блестяще провел операцию по освобождению заложников и захваченного ими вертолета Ми-26. Был объявлен погибшим. Угнал у боевиков в Армении четыре наших новеньких Ми-24. В это время распался Союз, и военные оказались брошенными в этой непростой ситуации. Боевым летчикам приходилось выживать: подрабатывать на коммерческих рейсах. Ситуация обострилась до предела: в гарнизон подбрасывали гранаты, а на военнослужащих нападали. И тогда Золотухин принял беспрецедентное решение перебазировать эскадрилью в Грузию. Поднял в воздух без согласования, потому что не имел права рисковать свои людьми.
– Я начал летать на МИ-1 на Бердском аэродроме и в 1995 году вернулся в наш город. В Бердске началось формирование вертолетной эскадрильи Ми-24, мне предложили ее возглавить. И я горжусь, что закончил службу в Бердском вертолетном полку. Здесь собралось обученное, отлично подготовленное руководство: инженеры полка, командиры вертолетных эскадрилий, которые в боевой обстановке занимали должность на ранг выше. И эти специалисты готовили молодежь. Старались, чтобы молодые летчики могли летать, учиться, нарабатывать опыт. В конце 90-х – начале 2000-х выживали, как могли. И при этом всегда вертолетный полк держал высокий уровень летной подготовки. В 2002 году эскадрилья Ми-24 нашего полка была единственной в армейской авиации России, которая была готова и выполнила летно-тактические учения в составе звеньев. Если раньше каждый год проводились такие учения. Но из-за нехватки вертолетов и топлива в таких учениях стали участвовать по одному вертолету или парами. Мы же задействовали звенья: летали здесь и до Шиловского полигона, там атаковали передний край противника, наносили удар и возвращались на наш аэродром. И мы выполнили эти нормативы по всем показателям.
«Сыновья тоже решили связать жизнь с авиацией»
24 мая 1994 года 337-й отдельный вертолетный полк был перебазирован в Бердск и вошел в состав Сибирского военного округа. В 2023 году, в декабре, ему исполнится 45 лет. Заместитель командира полка по воспитательной работе Сергей Николаевич Потанин напомнил славные страницы 337-го вертолетного полка.
– Личный состав принимал участие в боевых действиях в республике Афганистан. За мужество и героизм, проявленные во время боевых действий в ДРА, командир полка Евгений Зельняков был награжден званием Героя Советского Союза. Военнослужащие полка награждены: один человек Орденом Ленина, 3 – Орденом Красного знамени, 67 офицеров награждены орденом Красной Звезды, «За службу Родине» – 17 человек, орденом Мужества – 37 человек. В 1996 году на базе полка под командованием подполковника Анатолия Золотухина была сформирована эскадрилья, которая убыла в Грузию для выполнения миротворческих задач. Специалисты полка достойно выполнили боевые задачи на территории Северного Кавказа, миротворческую миссию ООН в республиках Сьера-Леоне, Ангола, Судан, Чад.
Сергей Николаевич подчеркнул: кроме боевых задач и учебно-тренировочных полетов, вертолетный полк обеспечивал выполнение парашютных прыжков курсантами НВВКУ, военнослужащими 67-й бригады. Вертолетчики проводили воздушную разведку, участвовали в подготовке отряда космонавтов, проводили поисково-спасательные операции, в том числе при запуске космических аппаратов с перебазированием на аэродром в Горно-Алтайске. Их привлекали при ликвидации ледовых заторов на реках Сибири. И в целом вертолетный гарнизон активно участвовал в жизни Бердска, работал на город. В связи с реформированием вооруженных сил, в октябре 2009 года, прошло прощание со знаменем 337-го отдельного вертолетного полка. А с 1 декабря 2009 года полк вошел в состав авиационной базы в Оби.
– Служба в армейской авиации для меня – это работа, которую мы всегда старались выполнить достойно, – отметил Сергей Потанин. – В Афганистане воевали 2 года – скучать не приходилось. Десантировали ребят, вывозили раненых. Работа постоянная, климатические условия тяжелые, как для вертолетов и людей: постоянная жара, пыльные площадки. Но мы справлялись. Ми-8 – отличный вертолет, который всегда помогал выходить из сложных ситуаций, в которые попадали. Спасибо техническому составу: офицеры и прапорщики не вылазили с аэродрома, содержали технику в исправном состоянии, благодаря им мы успешно летали. Потому что, как говорится, победа в воздухе куется на земле. Если в экипаже надежный бортовой техник и отличный наземный специалист на земле, ты спокойно сидишь за штурвалом и работаешь, не задумываясь, что откажет двигатель или приборы. И вообще коллектив в полку всегда был прекрасный, надежный. Когда мы встречаемся с теми, кто остался в Бердске, всегда вспоминаем, какое отличное время было, интересную и нужную работу мы выполняли.
И самым главным результатом своей многолетней службы в авиации Сергей Потанин считает то, что сын пошел по его стопам.
– Артем, как и сыновья еще двух военнослужащих вертолетного полка, стали летчиками. Так что в Бердском вертолетном полку – уже три династии летчиков. Мой сын закончил Сызранское высшее военное авиационное училище. После выпуска пришел в Бердский вертолетный полк, нашу эскадрилью. Сейчас служит в отдельной эскадрилье в Толмачево. Принимал участие в СВО. Кроме того, мой внук тоже решил связать свою судьбу с авиацией и поступил в филиал Воронежского авиационного училища. Получается, что у меня уже третье поколение будет летать. И, глядя на наших сыновей и внуков, мы понимаем, что не зря прожили жизнь: добросовестно служили и свое дело передали молодым. Приятно также, что Бердский вертолетный полк был и остается в строю. Наши коллеги, молодые летчики, продолжают наше дело, а вертолеты выполняют свою важную и ответственную работу, которая нужна государству. Они востребованы везде: в армейской авиации, в ВМФ, в пограничных и ракетных войсках, в МЧС и гражданской жизни, и, конечно, сейчас с честью несут службу в зоне специальной военной операции.
Продолжаются работы по отключению и дренированию тепловой сети в районе дома №14 на улице Лунной.
Участники отметили, что в условиях информационной войны важно укреплять межнациональный мир, культуру, согласие и духовно-нравственные…
На вторичном рынке представлены совершенно разные объекты. И некоторые из них напоминают айсберг: видимая часть…
Капитан Рустам Хасанов побывал в Бердске, в седьмом лицее. Герой России рассказал о подвиге своего…
В лицее №7 побывал Герой России, капитан Рустам Хасанов.
Такое решение сегодня, 21 ноября, было принято депутатами на внеочередной сессии в администрации нашего города.…